7. Конспектирование книги
Конспект представляет собой краткое изложение изучаемого материала, доклада, лекции, статьи и т.д. Имея в основе план и тезисы или план в тезисной форме, легко привлечь для их раскрытия фактический материал.
Наиболее распространенными приемами конспектирования можно считать следующие: Текстуальное - сокращенная запись всех главных положений, выводов и обобщений с минимумом доказательств, изложенных в учебнике, первоисточнике или любой другой учебной книге; свободное - сжатая форма записи наиболее существенных положений учебной книги, изложенных своими словами. Здесь желательно пользоваться цитированием, приведением фактов, доказательств, усиливающих аргументированность учебного материала; сложное - более широкая форма записи, в которой используется несколько их видов (план, тезисы по каждому пункту плана, иллюстрации, примеры, доказательства, критические замечания, цитаты, выводы и т.д.). Кроме того, в сложном конспекте дается и обстоятельный анализ всего прочитанного материала с учетом использованной основной и дополнительной литературы.
При конспектировании книги целесообразнее придерживаться такой методики ведения записей:
1. Внимательно прочитать текст, усвоить его и затем вести записи. Если вы еще не сможете изложить прочитанный материал своими словами, то это означает, что материал еще не усвоен. Иногда кажется, что все понимаешь, но лишь не можешь выразить на бумаге. На самом деле все обстоит иначе: учебный материал пока не усвоен, не приведен в систему, находится в хаотическом состоянии. Необходимо продолжить изучение текста книги.
2. Записи следует вести четко, сжато и понятно. Многословные записи - результат недостаточно осмысленной работы, неумения творчески излагать свои мысли. Такие записи мало пригодны. Правильное конспектирование достигается в ходе упорной работы над собой.
3. Конспект требует правильного оформления. Он должен вестись по плану, который составляется перед началом записей.
4. Записи располагаются в строгой последовательности, соответствующей логике книги (текста) в целом, а также отдельных ее глав и параграфов.
5. С целью уточнения записей необходимо оставлять поля, а иногда и целые страницы. На них записывают собственные мысли со ссылкой на учебники.
6. Каждая новая мысль в конспекте должна записываться с красной строки.
7. Книгу надо читать медленно, внимательно, ничего не пропуская без глубокого усвоения.
Форма оформления конспекта может быть произвольной: в виде обычных записей, таблиц, схем и т.п. Конспекты, которыми часто пользуются, можно еще оформить на половинных альбомных листах, склеенных между собой и сложенных в виде гармошки. На такой "гармошке" пишут только с одной стороны и так, чтобы при ее разворачивании был виден весь конспект. Это облегчает поиск нужных вопросов или ответов в конспекте, сравнивать одни места с другими. Другими словами, когда ты видишь сразу весь объект, то ориентироваться в его частях, сравнивать и оценивать гораздо проще.
Составляя конспект, помните главное требование - по нему вы должны быть в состоянии восстановить текст при устном выступлении. Самое глупое, чем приходится встречаться в жизни - человек больше тратит времени на разукрашивание конспекта, чем на составление его содержания. В итоге записи есть, знаний нет.