Учебный
предмет "Методика начального обучения
математике" призван научить студентов
применять в обучении математике
математические и психолого-педагогические
знания, полученные в процессе изучения
соответствующих предметов. Программа курса
делит предмет на две части: "Общие
вопросы", т.е. общая методика, и "Частные
вопросы методики обучения математике".
Общая методика представляет собой
конкретизацию дидактики и психологии с
учетом специфики математики как учебного
предмета. Она названа общей потому, что
вырабатывает на психолого-педагогической
основе общие методические идеи, положения,
рекомендации. Частная методика по существу
представляет собой применение общей
методики к изучению конкретных тем
начального курса математики.
Любое
обучение является развивающим. Только
вопрос заключается в следующем - в какой
степени при этом учащийся получает
развитие. У одних учителей преобладает
информационное обучение, при котором
учащийся воспринимает готовые знания (например,
от учителя) и воспроизводит их(например,
рассказывает учителю). При этом
математические способности ученика (внимание,
восприятие, воображение, память, речь,
логическое мышление и др.) развиваются
недостаточно. Очень часто такое обучение
приучает ученика работать по шаблону.
У
других учителей в процессе обучения
учащийся не только усваивает полноценные
знания, но и учится одни знания выводить из
других, развивает свои математические
способности. При этом формируется учебная
деятельность, обеспечивающая не только
усвоение знаний, но и овладение способами
учебной работы, умением самостоятельно
организовать свою деятельность, искать и
находить более рациональные способы их
организации. В данном случае обучение может
стать в полном смысле слова развивающим и
учащиеся получат более высокую степень
развития.
Для
развивающего обучения учителю необходимо
не только хорошо знать содержание школьных
программ, владеть современными методами
обучения, но и обладать психологическими
знаниями, позволяющими на уроках
математики целенаправленно развивать
математические способности учащихся с
учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Практическое решение этих и
других вопросов изложено в главах 2 и 3.
В
главе 4 рассматриваются дидактические
принципы в обучении математике, которые
государственным образовательным
стандартом по методике математики не
предусмотрены. Они изучаются в курсе
педагогики. Тем не менее, мы считаем
целесообразным конкретизировать их
применительно к математике хотя бы потому,
что многие недостатки в обучении связаны с
их несоблюдением.
В
работе описываются наиболее
распространенные в начальных классах
методы обучения (глава 4), без которых, в
частности, не обходится ни одна система
начального обучения. В новых изданиях
методической литературы читатель может
найти и другие формы и приемы работы.
Изучая
предлагаемые в главе 5 технологии обучения (§8,
§9) надо помнить, что ни одна из них не
является универсальной. Каждая технология
применима не в целом к курсу математики
какого-то класса, а к конкретным темам.
Основная задача будущего учителя -научиться,
в зависимости от изучаемой темы, выбирать
наиболее оптимальную технологию, причем
без искажения ее содержания. В противном
случае технология теряет смысл. В различной
методической литературе читатель может
найти информацию и о других технологиях.
Естественно, описывать их всех в данной
работе невозможно. Хотя инновационные
технологии образовательным стандартом по
методике математики не предусмотрены (они
изучаются в курсе педагогики), тем не менее
некоторые из них, применительно к
математике, лучше преподавателя математики
никто не объяснит.
Излишняя
подробность изложения некоторых вопросов
связана с тем, что главной задачей автор
считает убеждение читателя в
целесообразности тех или иных приемов
работы.
В
изложении вопросов частной методики (главы
7-13) приводится минимум упражнений по
рассматриваемой теме. После достаточного
усвоения вопросов общей методики, читатель
будет в состоянии предложить другие методы
и приемы изучения изложенного вопроса,
составлять различные упражнения по теме
для развития математических способностей.
В
перечне литературы указаны использованные
труды по методике математики, но
преподаватель или студент, при
самостоятельной работе, может дополнить
этот список, учитывая новейшие издания.
При
изучении методики математики наиболее
важной остается полноценное усвоение общей
методики. Без решения общих вопросов,
решение частных вопросов на должном уровне
не удается. Поэтому, как показывает
опыт
автора, целесообразно увеличить количество
часов на изучение общей методики,
соответственно сократив их на частные
вопросы. Этому способствует и выбранный
вариант изложения: методика изучения
многих математических свойств, правил и т.п.
рассматриваются в качестве примера при
изложении вопросов общей методики.
Автор
благодарит всех, кто помогал в работе
своими советами, рекомендациями и
пожеланиями, а также авторов
многочисленных методических работ,
позволивших написать данное пособие.
Особую благодарность выражаю заведующему
кафедрой методики и педагогики начального
обучения Московского городского
педагогического университета, профессору Л.П.
Стойловой.