§
3. Тысяча
В
концентре "Тысяча"
продолжается
работа над
устными и
письменными
приемами
сложения и
вычитания,
которые
вводятся и
для
трехзначных
чисел.
Рассматриваются
устные
приемы
умножения и
деления с
разрядными
числами.
В
результате
изучения
действий над
числами в
пределах 1000
учащиеся
наряду с
устными,
должны
усвоить
алгоритмы
письменного
сложения и
вычитания.
Сложение
и вычитание в
пределах 1000.
При
изучении
сложения и
вычитания в
качестве
подготовительной
работы
повторяют:
-
нумерацию
чисел, и в
особенности,
представление
чисел в виде
суммы
разрядных
слагаемых;
-
соответствующие
математические
правила;
-
аналогичные
случаи
сложения и
вычитания с
двузначными
числами.
Методика
введения
всех приемов
основана на
аналогии с
использованием
приема
соотнесения (см.гл.3,
§5 ). Например,
при
рассмотрении
приема
вычисления
вида 250+20,
учитель
предлагает
пример 50+30 и
просит
объяснить
его решение (5
дес.+3 дес.=8 дес.,
т.е. 50+30=80). Далее
выясняет:
почему мы 50
представили
как 5 десятков?
(Тогда
сложение
десятков
сводится к
сложению
единиц.)
Нельзя ли и
здесь свести
сложение к
более низким
разрядам? (Можно,
250 это 25
десятков, 20 - 2
десятка, 25 дес.+2
дес.=27 дес., т.е. 250+20=270.)
В тетради
записывают:
250+20=270
25 дес.+2 дес.=27дес.
нижняя
запись в
которой по
мере
сокращения
рассуждений
"исчезает".
Сложение
и вычитание
вида 600+300
учащиеся
выполняют
устно, а 840+60, 800-30
при
первоначальном
ознакомлении
записывают:
840+60=(800+40)+60=800+100=900
800-30=(700+100)-30=700+70=770
и после
переходят на
устную форму
работы. Здесь
возможны
записи
решения 840+60=80
дес.+6 дес.=9 дес.=900,
800-30=80 дес.-3 дес.=77
дес.= 770, которые
запрещать не
следует.
При
ознакомлении
с письменным
сложением и
вычитанием
учитель
предлагает
выполнить,
например,
сложение 68+95
столбиком с
полным
объяснением
и спрашивает:
что
изменится,
если впереди
этих чисел
напишем
сотни,
например, 368 и 295.
Учащиеся
отвечают, что
правило
сложения
остается
таким же, по
появляется
еще один
разряд. Далее
выполняют
сложение по
алгоритму:
1)
Пишу
2)
Складываю
единицы: 8+5=13; 13 -
это 1 дес. и 3 ед.,
3
ед. пишу под
единицами, 1
дес.
запоминаю.
3)
Складываю
десятки: 6+9=15; еще
1 дес. будет 16
дес. Это 1 сот. 6
дес.; 6 дес. пишу
под
десятками, 1
сот.
запоминаю.
4)
Складываю
сотни: 3+2=5, еще 1
сот. и будет 6
сотен.
Под
сотнями пишу
6.
5)
Читаю ответ..
Затруднения
вызывает
случаи
вычитания
вида 506-288. В этом
случае
первоначальное
объяснение
целесообразно
провести так:
Из
6 единиц
вычесть 8
единиц не
можем, из
десятков
занимать не
можем; из 5
сотен беру 1
сотню, там
останется 4
сотни (5
зачеркиваю,
записываю 4). 1
сотню
переносим в
разряд
десятков, это
будет 10
десятков. Из 10
десятков
беру 1 десяток,
там
останется 9
десятков (записываю
9) и перенесем
в разряд
единиц. У нас
будет 10
единиц и еще 6
единиц, будет
16 единиц. Из 16
единиц
вычитаю 8
единиц, будет
8, из 9 десятков ...
и т.д.
Постепенно
написанные
сверху числа 4
и 9 заменяются
точками,
которые по
мере
формирования
навыков тоже
"исчезают".
Умножение
и деление в
пределах 1000.
В
концентре "Тысяча"
рассматриваются
следующие
приемы
устных
вычислений:
400·2=800 4 сот.·2=8 сот 80·4=320 8 дес.·4=32 дес. |
600:3=200 6 сот.:3=2 сот. 420:6=70 42 дес.:6=7 дес. |
которые
сводятся к
табличному
умножению и
делению
разрядных
чисел.
Используя
аналогию с
умножением и
делением в
пределах 100,
учитель
может
добиться
самостоятельного
объяснения
учащимися
этих приемов
вычислений.