5.
Задачи на движение
Задачи
на движение вводятся в 3 классе.
Подготовительной
работой является:
1)
введение понятий: скорость, время и
расстояние (см.гл.2,§ 6);
2)
вывод правил нахождения скорости, времени и
расстояния (см. гл.2, § 7);
3) решение простых задач трех видов, текст которых читатель без труда восстановит из таблицы 21:
Таблица
21
Скорость |
Время |
Расстояние |
Решение |
? 80
км/ч 80
км/ч |
2
ч 2
ч ? |
160
км ? 160
км |
160:2=80
(км/ч) 80·2=160
(км) 160:80=2
(ч) |
При
ознакомлении с
составными задачами на движение разбор
задачи целесообразно вести от вопроса к
числовым данным (см. § 3 этой главы), о чем мы
уже подробно говорили. В 3 классе
рассматриваются три вида задач на
встречное движение (11, с. 239-241).
1
вид - даны скорость каждого из тел и время
движения, искомое - расстояние.
З
а д а ч а: Из двух поселков выехали
одновременно навстречу друг другу два
велосипедиста и встретились через два часа.
Один ехал со скоростью 15 км/ч,а второй -18 км/ч.
Найти расстояние между поселками.
Рис.82
До
решения выясняют смысл числовых данных,
какой из велосипедистов проедет больше
расстояния и ближе к какому концу отрезка
указать место встречи при построении
чертежа (рис.82). Последнее после сверяется с
ответом задачи. (Аналогично и в других видах
задач на движение.)
Решение:
1) Сколько километров проехал 1 велосипедист?
15·2=30
(км)
2)
Сколько километров проехал 2 велосипедист?
18·2=36
(км)
3)
Сколько километров между поселками?
30+36=66
(км)
2
вид - даны скорость каждого из тел и
расстояние, искомое - время движения (рис.83):
З
а д а ч а: Расстояние между поселками - 66 км.
Из них одновременно выехали два
велосипедиста. Скорость первого 15 км/ч,
скорость второго 18 км/ч. Через сколько часов
они встретились?
Рис.83
Решение:
1) На сколько км сближаются велосипедисты за
час?
15+18=33
(км)
2)
Сколько времени пройдет до встречи
велосипедистов?
66:33=2
(ч)
Ответ: через 2 часа.
3
вид - даны расстояние, время движения и
скорость одного из тел, искомое - скорость
другого тела (рис.84).
З
а д а ч а: Расстояние между поселками 22 км.
Одновременно навстречу друг другу вышли
два пешехода. Первый шел со скоростью 6 км/ч.
Через 2 часа они встретились. Найдите
скорость второго пешехода?
Рис.84
Решение:
1) Сколько км прошел первый пешеход до
встречи?
6·2=12
(км)
2)
Сколько км осталось пройти второму
пешеходу?
22-12=10
(км)
3)
С какой скоростью шел второй пешеход?
10:2=5
(км/ч)
Ответ: 5 км/ч
В
задачах на движение в противоположных
направлениях работа ведется аналогичным
образом. В их краткой записи используются
такие чертежи (рис.85):
Рис.85
При
решении задач на движение учителю большую
помощь окажет опорная схема (рис.86):
Рис.
86