3. Задачи на
пропорциональное деление
Эти
задачи вводятся в 3 классе. Основным
признаком задач на пропорциональное
деление является содержащееся в задаче
требование распределить одно численное
значение величины (например, стоимости)
соответственно данным числам (например,
соответственно числу вещей в одной группе и
числу вещей в другой группе). Решаемые в
начальных классах задачи на
пропорциональное деление можно
представить в виде таблицы 20 (11, с. 231).
Таблица
20
NN |
Величины |
Задачи |
||
цена |
количество |
стоимость |
||
1 |
Постоянная |
Даны
два или более значений |
Дана
сумма значений, соответствующих
количеству. Найти слагаемые |
Ученица купила по одинаковой цене 6
тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку.
Всего она уплатила 20 р. Сколько стоили
тетради в клетку и в линейку в
отдельности? |
2 |
Постоянная |
Дана
сумма значений, соответствующих
стоимости. Найти слагаемые |
Даны
два или более значений |
Ученица купила по одинаковой цене
тетради в клетку и линейку, всего 10 штук.
За тетради в клетку она уплатила 12 р. а за
тетради в линейку 18 р. Сколько было
куплено тетрадей в клетку и линейку в
отдельности? |
3 |
Даны
два или более значений |
Постоянное |
Дана
сумма значений, соответствующих цене.
Найти слагаемые |
В магазине продали одинаковое
количество шапок и шарфов. Шапка стоила
50 р., а шарф 30 р. За все проданные вещи
выручили 160 р. Сколько стоили все шапки и
шарфы в отдельности? |
4 |
Дана
сумма значений, соответствующих
стоимости. Найти слагаемые |
Постоянное |
Даны
два или более значений |
В магазине продали одинаковое
количество шапок и шарфов. Шапка с
шарфом стоили 80 р. За все шапки выручили
100 р., а за все шарфы 60 р. Сколько стоили
шапка и шарф в отдельности? |
Подготовкой
к решению задач
данного вида является умение решать задачи
на нахождение четвертого
пропорционального. Для ознакомления с
задачами на пропорциональное деление в
учебнике предлагается одновременно две
задачи (Моро М.И. и др. Математика, 3 кл., 1997):
N
645. 1) Детям купили игрушки: Оле 6 одинаковых
стульев, а Кате 4 таких же стула. Все стулья
стоили 500 р. Сколько стоит 1 стул?
2)
Детям купили: Оле 6 одинаковых стульев, а
Кате 4 таких же стула. Все стулья стоили 500 р.
Сколько стоят 6 стульев, купленных Оле, и
сколько стоят 4 стула, купленных Кате?
Авторы
предлагают следующую методику работы с
этими задачами:
1) Задача 645 (1) является подготовительной ко второй задаче. Ученики читают задачу и рассматривают рисунок в учебнике. После этого записывают задачу кратко под руководством учителя и решают устно.
Какие
величины даны в задаче? (Цена, количество,
стоимость.) Запишем. Что известно? (Количество
стульев: Оле купили 6 одинаковых стульев, а
Кате - 4 таких же стула; известна стоимость -
все стулья стоили 500 р.) Что надо узнать? (Цену.)
Что известно о цене? (Она одинаковая.)
Запишем. Получается запись.
Цена |
Количество |
Стоимость |
Одинаковая |
6
стульев 4
стула |
500
р. |
Можно
ли сразу узнать цену стула? (Нет.) Почему? (Не
знаем, сколько всего стульев купили.) А это
можно узнать? (Можно.) Как решим эту задачу? (Сначала
узнаем, сколько стульев купили: к 6 прибавим
4, получится 10. Купили 10 стульев. Теперь
узнаем цену стула: разделим 500 на 10,
получится 50. Цена стула - 50 р.)
Прочитайте
задачу 645 (2) и скажите, чем она отличается от
предыдущей. (Эта задача отличается вопросом:
здесь надо узнать не цену стула, а стоимость
6 стульев и 4 стульев.) Запишем в краткой
записи два вопросительных знака:
Цена |
Количество |
Стоимость |
Одинаковая
- ? |
6
стульев 4
стула |
|
Здесь
два вопроса задачи. Назовите их. (Сколько
стоят 6 стульев и сколько стоят 4 стула.) Как
узнать, сколько стоят 6 стульев? (Надо цену
стула умножить на 6, а как находить цену, мы
уже знаем.) Как же решить задачу? (Сначала
узнаем, сколько купили всего стульев, затем
цену стула, потом стоимость 6 стульев.)
Нельзя ли теперь узнать стоимость 4 стульев?
(Можно: цену стула умножить на 4.)
Эту
первую задачу на пропорциональное деление
полезно решить с записью отдельных
действий и пояснений к ним или так
называемых вопросов:
1)
Сколько всего стульев купили?
6+4=10
(ст.)
2)
Сколько стоит один стул?
500:10=50
(р.)
3)
Сколько стоят 6 стульев?
50·6=300
(р.)
4)
Сколько стоят 4 стула?
50·4=200
(р.)
Проверка:
300+200=500 (р.)
Ответ:
6 стульев стоят 300 р., 4 стула - 200 р.
После
усвоения таких рассуждений нужно научить
учащихся применять для краткой записи
чертеж (рис.80):
Рис.80
При
первоначальном ознакомлении применять
чертеж нецелесообразно, т.к. учащиеся
усваивают формальные рассуждения: "считаем
маленькие отрезки, (их 10), потом 500:10=5 и 5 6=30, 5
4=20", т.е. происходит преждевременное
сокращение рассуждений. Разбор задачи
изображать в виде графической схемы тоже
нецелесообразно, т.к. она начнется с двух
вопросов и вызывает затруднение учащихся.
Для закрепления решения задач на пропорциональное деление в дальнейшем включаются задачи с другими величинами и другие задачи из этой группы. Используются упражнения творческого характера на составление и преобразование задач.