2. Задачи на нахождение четвертого пропорционального

В задачах на нахождение четвертого пропорционального даются три величины, связанные с пропорциональной зависимостью (прямой, обратной) и, исходя из которых, находят четвертую, искомую величину. Эти четыре величины составляют пропорцию, отсюда и название этих задач.

Величинами в этих задачах могут быть цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, общая масса и другие.

В методической литературе, в частности в (11, с. 226), описывается следующая классификация задач на нахождение четвертого пропорционального (таблица 19):

Таблица 19

NN

Величины

Задачи

цена

количество

стоимость

1

Постоянная

Даны два значения

Дано одно значение, а другое является искомым

За 2 кг моркови уплатили 4 р. Сколько надо уплатить за 6 кг моркови по такой же цене?

2

Постоянная

Дано одно значение, а другое является искомым

Даны два значения

За 6 кг моркови уплатили 12 р. Сколько килограммов моркови по такой же цене можно купить на 4 руб.

3

Даны два значения

Постоянное

Дано одно значение, а другое является искомым

За кусок льняного полотна ценой по 20 р. за метр уплатили 80 р. Сколько уплатят за кусок шелкового полотна такой же длины, если его цена 40 р. за метр?

4

Дано одно значение, а другое является искомым

Постоянное

Даны два значения

За кусок шелкового полотна ценой по 40 р. за метр уплатили 160 р., а за кусок льняного полотна такой же длины уплатили 80 р. По какой цене покупали льняное полотно?

5

Даны два значения

Дано одно значение, а другое является искомым

Постоянная

За 6 детских костюмов ценой по 120 р. уплатили столько же, сколько за детские пальто ценой по 360 р. Сколько купили детских пальто?

6

Дано одно значение, а другое является искомым

Даны два значения

Постоянная

За 2 детских пальто ценой по 360 р. уплатили столько же, сколько за 6 детских костюмов. По какой цене покупали костюмы?

Первые четыре задачи с прямо-пропорциональной, последние две - с обратно пропорциональной зависимостью (в чем нетрудно убедиться, составив пропорцию).

В начальной школе распространенным способом решения этих задач является способ нахождения значения постоянной величины. Например, в задаче 1 решением будет: 1) 4:2=2 (р.) - цена моркови; 2) 2·6=12 (р.) - всего уплатили.

Однако, для общего развития учащихся полезно решать эти задачи и нахождением коэффициента пропорциональности (термин для учителя - А.А.). Например, в той же задаче: 1) 6:2=3 (раза) - во столько раз больше купили моркови; 2) 4·3=12 (р.) - всего уплатили.

Задачи данного вида с величинами цена, количество и стоимость вводятся во 2 классе раньше задач с другими величинами. Рассмотрим методику работы с ними.

Подготовительная работа к решению задач на нахождение четвертого пропорционального с величинами цена, количество и стоимость начинается с ознакомления со связью между ними. Это можно провести через игру в "магазине" (прием М.И. Моро, М.А. Бантовой).

На доску прикрепляются "товары": тетради, карандаши, блокноты и т.д. На них обозначены цены (прикреплены этикетки: "Цена 3 руб.", "Цена 5 руб." и т.д.).

- Сегодня будем играть в "магазин" и решать задачи о покупках. Вот это магазин. (Показывает на доску.) Что продается в магазине? (Называют.) На вещах обозначена цена. Назовите цену тетради. (3 руб.) Цену блокнота. (5 руб.) Что же показывает цена? (Сколько стоит 1 тетрадь, 1 блокнот и т.д.) Я куплю 3 тетради. Что обозначает число 3? (Сколько вы купили тетрадей.) Иначе говорят: это число тетрадей, или количество тетрадей. Я купила 8 блокнотов. Что обозначает число 8? (Число блокнотов или количество блокнотов.) Сколько денег я должна уплатить за 2 блокнота? (10 руб.) Как вы узнали? (5 2=10.) 10 руб. – это стоимость 2 блокнотов.

На доске в таблице учитель записывает:

Цена

Количество

Стоимость

5 р.

2 шт.

10 р.

            Далее один из учеников назначается продавцом, а несколько учеников - покупателями. Покупатели по очереди подходят к продавцу и покупают несколько вещей. Ученики из класса составляют задачи на эти покупки, решают их и записывают в таблице. После решения 2-3 задач учащиеся делают вывод: если известны цена и количество, то можно найти стоимость, умножив цену на количество.

На других уроках решаются простые задачи на нахождение цены, количества по известным двум другим величинам. Для работы у доски учителю очень удобна опорная схема (рис.78).

 

Цена,

Ц

Кол-во,

К

Ст-ть,

С

 

Рис.78

            При ознакомлении с задачами данного вида учителю сразу следует начинать приучать учащихся к разбору от вопроса к числовым данным, используя графическую схему. В задаче 1 таблицы это выглядит так (рис. 79):

Рис. 79

Запись решения таких вначале выполняется по действиям с пояснениями, а после по указанию учителя.

При закреплении решения этих задач полезно показать и другой способ их решения (через коэффициент пропорциональности - термин учащимся не сообщается). Для закрепления далее постепенно вводятся аналогичные задачи с другими величинами. Используются различные ранее рассмотренные нами приемы закрепления.

Hosted by uCoz