2.
Задачи на нахождение четвертого
пропорционального
В
задачах на нахождение четвертого
пропорционального даются три величины,
связанные с пропорциональной зависимостью
(прямой, обратной) и, исходя из которых,
находят четвертую, искомую величину. Эти
четыре величины составляют пропорцию,
отсюда и название этих задач.
Величинами
в этих задачах могут быть цена, количество,
стоимость; скорость, время, расстояние;
масса одного предмета, количество
предметов, общая масса и другие.
В
методической литературе, в частности в (11, с.
226), описывается следующая классификация
задач на нахождение четвертого
пропорционального (таблица 19):
Таблица
19
NN |
Величины |
Задачи |
||
цена |
количество |
стоимость |
||
1 |
Постоянная |
Даны
два значения |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
За
2 кг моркови уплатили 4 р. Сколько надо
уплатить за 6 кг моркови по такой же цене? |
2 |
Постоянная |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
Даны
два значения |
За
6 кг моркови уплатили 12 р. Сколько
килограммов моркови по такой же цене
можно купить на 4 руб. |
3 |
Даны
два значения |
Постоянное |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
За
кусок льняного полотна ценой по 20 р. за
метр уплатили 80 р. Сколько уплатят за
кусок шелкового полотна такой же длины,
если его цена 40 р. за метр? |
4 |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
Постоянное |
Даны
два значения |
За
кусок шелкового полотна ценой по 40 р. за
метр уплатили 160 р., а за кусок льняного
полотна такой же длины уплатили 80 р. По
какой цене покупали льняное полотно? |
5 |
Даны
два значения |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
Постоянная |
За
6 детских костюмов ценой по 120 р. уплатили
столько же, сколько за детские пальто
ценой по 360 р. Сколько купили детских
пальто? |
6 |
Дано
одно значение, а другое является искомым |
Даны
два значения |
Постоянная |
За
2 детских пальто ценой по 360 р. уплатили
столько же, сколько за 6 детских костюмов.
По какой цене покупали костюмы? |
Первые
четыре задачи с прямо-пропорциональной,
последние две - с обратно пропорциональной
зависимостью (в чем нетрудно убедиться,
составив пропорцию).
В
начальной школе распространенным способом
решения этих задач является способ
нахождения значения постоянной величины.
Например, в задаче 1 решением будет: 1) 4:2=2 (р.)
- цена моркови; 2) 2·6=12 (р.) - всего уплатили.
Однако,
для общего развития учащихся полезно
решать эти задачи и нахождением
коэффициента пропорциональности (термин
для учителя - А.А.). Например, в той же задаче:
1) 6:2=3 (раза) - во столько раз больше купили
моркови; 2) 4·3=12 (р.) - всего уплатили.
Задачи
данного вида с величинами цена, количество
и стоимость вводятся во 2 классе раньше
задач с другими величинами. Рассмотрим
методику работы с ними.
Подготовительная
работа к решению
задач на нахождение четвертого
пропорционального с величинами цена,
количество и стоимость начинается с
ознакомления со связью между ними. Это
можно провести через игру в "магазине"
(прием М.И. Моро, М.А. Бантовой).
На
доску прикрепляются "товары": тетради,
карандаши, блокноты и т.д. На них обозначены
цены (прикреплены этикетки: "Цена 3 руб.",
"Цена 5 руб." и т.д.).
-
Сегодня будем играть в "магазин" и
решать задачи о покупках. Вот это магазин. (Показывает
на доску.) Что продается в магазине? (Называют.)
На вещах обозначена цена. Назовите цену
тетради. (3 руб.) Цену блокнота. (5 руб.) Что же
показывает цена? (Сколько стоит 1 тетрадь, 1
блокнот и т.д.) Я куплю 3 тетради. Что
обозначает число 3? (Сколько вы купили
тетрадей.) Иначе говорят: это число тетрадей,
или количество тетрадей. Я купила 8
блокнотов. Что обозначает число 8? (Число
блокнотов или количество блокнотов.)
Сколько денег я должна уплатить за 2
блокнота? (10 руб.) Как вы узнали? (5 2=10.) 10 руб.
– это стоимость 2 блокнотов.
На
доске в таблице учитель записывает:
Цена |
Количество |
Стоимость |
5
р. |
2
шт. |
10
р. |
Далее один из учеников назначается
продавцом, а несколько учеников -
покупателями. Покупатели по очереди
подходят к продавцу и покупают несколько
вещей. Ученики из класса составляют задачи
на эти покупки, решают их и записывают в
таблице. После решения 2-3 задач учащиеся
делают вывод: если известны цена и
количество, то можно найти стоимость,
умножив цену на количество.
На
других уроках решаются простые задачи на
нахождение цены, количества по известным
двум другим величинам. Для работы у доски
учителю очень удобна опорная схема (рис.78).
Цена, Ц |
Кол-во, К |
Ст-ть, С |
|
|
|
Рис.78
При ознакомлении с задачами данного вида
учителю сразу следует начинать приучать
учащихся к разбору от вопроса к числовым
данным, используя графическую схему. В
задаче 1 таблицы это выглядит так (рис. 79):
Рис.
79
Запись
решения таких вначале выполняется по
действиям с пояснениями, а после по
указанию учителя.
При закреплении решения этих задач полезно показать и другой способ их решения (через коэффициент пропорциональности - термин учащимся не сообщается). Для закрепления далее постепенно вводятся аналогичные задачи с другими величинами. Используются различные ранее рассмотренные нами приемы закрепления.