3.
Методика
работы над
задачами на
усвоение
конкретного
смысла
арифметических
действий
Задачи на
нахождение
суммы и
остатка
вводятся
одновременно,
поскольку
одновременно
вводятся
действия
сложения и
вычитания.
Это не только
способствует
развитию
умения
решать
задачи, но и
развивает, в
частности,
обратимость
мышления.
Подготовкой
к решению задач
на
нахождение
суммы и
остатка
является
выполнение
операций над
множествами:
объединение
конечных
непересекающихся
множеств (связь
со сложением)
и удаление из
данного
множества
его
подмножества
(связь с
вычитанием).
Упражнения
на операции с
множествами
включаются в
подготовительный
период и при
изучении
нумерации
чисел в
пределах 10.
Они, в
основном,
выполняются
практически
с предметами.
Например, при
введении
знака "+"
учащимся
предлагают
положить
перед собой 2
предмета и
чуть в
сторону 1
предмет.
Просим их "собрать
в кучу" и
сообщаем, что
мы выполнили
сложение: к 2
прибавили 1, 2
увеличили на 1
и т.д. После
этого
знакомим со
знаком "+" и
записью 2+1=3.
Учащиеся
должны четко
представить,
что при
сложении
происходит
увеличение
числа
предметов.
Аналогичная
подготовительная
работа к
решению
задач на
нахождение
остатка
проводится
при
ознакомлении
со знаком «-«.
Сами термины
"сложение" и
"вычитание"
в учебнике
вводятся
позднее, но
такое
опережающее
их введение
не приводит к
перегрузке
учащихся и
способствует
развитию
математической
речи.
Такие
упражнения
продолжаются
и на других
уроках. В
целях
развития
математической
речи и умения
составлять
задачи надо
требовать от
учащихся
краткого
описания
своих
действий: "У
меня было 5
кружков. Я
положил еще 1
и их стало 6.
Поэтому 5+1=6".
Ознакомление
с решением задачи
на
нахождение
суммы и
остатка
начинается с
составления
задачи по
такой же
методике, как
и при
первоначальном
ознакомлении
с задачей.
После
решения
составленных
задач
работают по
тексту задач
в учебнике,
где
одновременно
предлагаются
задачи (Моро М.И.
и др.
Математика, 1
кл., 1995, с. 57):
Купили
6 билетов в
кино 4
билета в
театр.
Сколько
всего
билетов
купили? |
Купили
10 билетов в
кино и театр.
В кино
купили 6
билетов.
Сколько ...? |
После
восприятия и
осмысления
каждой
задачи
выполняем
одновременно
их модели (рис.
62),
Рис.62
записываем
решения а) 6+4=10 (билетов,
б) 10-6=4 (билета) и
выясняем,
почему в
одном случае
решаем
сложением (собрали
в "кучу"), а в
другом
случае
вычитанием (удаляем
ту часть, где
написано
число 6,
остается
меньше,
поэтому
вычитаем).
Учащимся
говорим, что
первая
задача – это
задача на
нахождение
суммы, а
вторая - на
нахождение
остатка.
Умение
определять
вид задачи не
является для
учащихся
обязательным.
Но все же,
умеющим
определить
вид задачи,
легко
представить
ее модель в
воображении
и решить
задачу
иногда устно.
Имея "в
голове"
воображаемую
модель,
учащийся
более
грамотно
рассуждает и
объясняет.
В
первое время
при решении
задач
учащиеся
затрудняются
четко
выделить
условие и
вопрос
задачи, при
повторении
работы над
задачей
ответ тоже
включают в
число данных.
Чтобы
избежать
этих
затруднений
нужна
полноценная
работа над
восприятием
и
осмыслением
задачи,
чередуя
различные
приемы, в том
числе и
моделирования.
Очень
полезны
учащимся
такие
опорные
схемы (рис.63),
используемые
как памятки.
Сначала
их читает сам
учитель, дети
отвечают,
далее дети
читают сами и
отвечают.
Числа и
надписи
учитель
готовит сам в
виде
разрезных
цифр, слов и
по мере
необходимости
вставляет их
в кармашки.
Они могут
быть
использованы
и для
составления
задач.
При закреплении
учитель
подбирает
достаточное
число задач
как для
устного
счета, так и
для
письменного
решения. Постепенно
эти задачи
входят в
составные
задачи,
решаемые
позже.
На этом этапе полезно чередовать разные приемы моделирования, что развивает гибкость мышления и внедрять приемы работы, используемые на этапе закрепления.
Задачи
на
нахождение
суммы
одинаковых
слагаемых вводятся
во 2 классе
при
раскрытии
конкретного
смысла
умножения.
Подготовительная
работа
к введению
этих задач
начинается в 1
классе
решением
задач на
нахождение
суммы
одинаковых
слагаемых
выполнением
действия
сложения. Во 2
классе
предлагаются
задания:
1)
Нарисуй 4 раза
по 2 флажка; 2
раза по 4
флажка.
2)
В каждом
пакете по 10
кубиков.
Сколько
кубиков в 3
пакетах? 4
пакетах?,
которые,
используя
рисунок,
решаются
сложением.
Учителю надо
обратить
внимание
учащихся на
выражение: "в
каждом" - в
первом
пакете 10
кубиков, во
втором
пакете 10
кубиков, в
третьем
пакете 10
кубиков.
Решение
записывают
так: 10+10+10=30 (кубиков)
и т.д.
Ознакомление с
задачей на
нахождение
суммы
одинаковых
слагаемых
осуществляется
через задачу
типа: "Сделай
по задаче
рисунок и
реши ее: "На
каждой
тарелке 5
яблок.
Сколько
яблок на трех
тарелках?".
Учащиеся
рисуют
модель
задачи (рис.64) и
записывают: 5+5+5=15
(яблок), 5·3=15 (яблок).
Рис.64
Такой
двойной
записью
следует
пользоваться
дольше, чтобы
не произошло
преждевременное
сокращение
процесса
рассуждения.
В этом случае
учащиеся
лучше
усваивают
смысл
каждого
компонента
умножения: 5 –
это
слагаемые, а 3 -
показывает,
сколько
таких равных
слагаемых.
При
закреплении
решения
задач
данного вида
вводятся
задачи с
величинами:
цена,
количество и
стоимость (2
класс),
скорость,
время и
расстояние (3
класс).
Методику
работы с ними
рассмотрим в
§ 8 этой главы.
Задачи
на деление по
содержанию вводятся
в связи с
изучением
деления во 2
классе.
Подготовительная
работа
начинается в 1
классе
устными
упражнения
вида: "Мальчики
разделили 8
мячей, по 2
мяча каждому.
Сколько
мальчиков
получили
мячи?". Их
решают,
пользуясь
наглядными
пособиями:
вместо мячей
берут кружки
и
проделывают
с ними то, что
сказано в
содержании
задачи (здесь
- разбивают по
2 в группы и
получают в
ответе 3).Полезно
уже на данном
этапе
вводить
моделирование
(рис.65), что
способствует
развитию
умений
абстрагировать,
использовать
аналогию и т.д.
Такие
упражнения
продолжаются
и во 2 классе
до введения
деления.
Рис.
65
Выполняя
эти
упражнения,
учащиеся
должны
понимать, что
мячи и т.п.
дети
получили
поровну.
Для
ознакомления
с задачей на
деление по
содержанию
учащимся
предлагается
задача: "У
бабушки было
10 морковок.
Она связала
их в пучки по 5
морковок.
Сколько
получилось
пучков?".
Решение
сначала учащиеся
объясняют по
рисунку
учебника.
После этого
все это
дублируют своими
кружками.
-
Вместо
морковок в
задаче
возьмите и
положите на
парту кружки (кладут
10 кружков).
Теперь что
сделаем? (Положим
их в кучи.) По
сколько
кружков
положите в
кучи? (По 5.) Что
вы сделали с 10
кружками? (Разложили
их в кучи или
разделили на
кучи.) Какое
это действие
нам
подсказывает
для записи
решения? (Деление.)
Запишем. (10:5=2 (пучка)).
Что означает
число 2? (Это
значит 5
кружков
получилось 2
раза.) Хорошо,
а если
проделаем
обратно:
соберем эти
кружки снова
в одну кучу,
что мы
получим? (10
кружков.) А в
задаче? (10
морковок.)
Проверим.
Далее
записываем
модель
задачи
аналогичный
рисунку 65.
Устную
проверку
таких задач
проводят с
целью
отработки
приема
классификации
и
формирования
навыков
проверки
решения
через
обратную
задачу.
При
закреплении
умения
решать
задачи на
деление по
содержанию
учащиеся
постоянно
повторяют
рассуждения
вида: "10
кружков
разложили (раздали,
разделили и т.д.)
по 5 кружков
поровну,
получилось 2 (кучи,
группы и т.д.);
значит 10:5=2" с
постепенным
переходом к
сокращению:
про себя
повторяют - "10
кружков
разложили...",
а вслух
говорят - 10:5=2.
Задачи на
деление на
равные части вводятся
во 2 классе
тоже в связи с
изучением
деления.
В
качестве подготовительной
работы в 1
классе
рассматриваются
упражнения
вида: "Разложи
8 карандашей в
2 коробки
поровну.
Сколько
карандашей в
каждой
коробке?",
которые
решаются
используя
предметные
модели или
рисунки.
Изображение
решения в
виде модели
на данном
этапе
нецелесообразно
из-за другой
последовательности
действий их
составления.
Такие
упражнения
продолжаются
во 2 классе до
введения
деления.
Ознакомление
с
задачами на
деление на
равные части
можно
осуществить,
используя
задачу: "Возьми
из набора 6
кружков и
разложи их на
2 равные части.
По сколько
кружков в
каждой части?"
По аналогии с
задачами на
деление по
содержанию,
они могут
начать
раскладывать
их по 2 и
получить
неправильное
решение:
получили 3
части и по 2 в
каждой,
значит
ответом
будет 2 кружка.
Чтобы этого
не произошло,
учащиеся
должны
работать
строго
дублируя
действия
учителя.
-
Мы с вами
сегодня
учимся
решать
задачи
нового вида
на деление:
деление на
равные части.
Вы должны
делать
только то, что
я буду делать.
Возьмите
каждый в руки
6 кружков. Нам
их надо
разложить на 2
равные части.
Обратите
внимание: не
по 2, а на 2
равные части.
Выделим
сначала эти
части: на
наборном
полотне
первая
строка будет
одной частью,
вторая
строка -
второй
частью. У вас
на партах
место слева -
одна часть,
место справа -
другая часть (если
у них нет
наборного
полотна - А.А.).
Положим на
Рис.
66
полотно
в каждую
часть по
одному
кружку. (Учащиеся
делают на
партах.)
Теперь
положим еще
по одному и у
нас стало…(стало
2) Теперь
положим еще
по одному (рис.
66 - номера
кружков
показывают
последовательность
их
размещения).
Все кружки мы
разложили? (Все.)
Сколько
кружков в
каждой части?
(3 кружка.)
Одинаковое
или разное
число? (Их
поровну.) Мы
разложили 6
кружков на 2
равные части
и получили 3.
Задача
решается
делением и
записывается
6:2=3 (кружка).
Теперь
нарисуем
модель
задачи.
Дугами
покажем 2
равные части (Чертят
в тетради.)
Нарисуем в
каждой части
по одной
палочке,
пусть они
изображают
кружки.
Теперь
нарисуем еще
по одной.
Сколько мы
нарисовали? (4
палочки.)
Осталось еще…
(2 палочки.)
Нарисуем их.
Сколько
палочек в
каждой части?
(3 палочки.)
Запишем под
рисунком
решение (рис. 67)
При
закреплении
решения
задач
данного вида
учащиеся
отрабатывают
рассуждение
вида: "положим
по одной
палочке в
каждую часть,
потом еще по
одной и т.д.".
Далее,
одновременно
рассматривая
задачи на оба
вида деления,
уточняем, что:
если сказано
"разложить
по 4", то
сначала
рисуем все
палочки и
каждые 4
палочки
показываем
дугой; если
сказано "разложить
на 4 равные
части", то
сначала
рисуем 4 дуги
и разложим
палочки по
одной в
каждой, еже
раз по одной и
т.д., пока не
кончатся
палочки.
Учащиеся
должны
усвоить не
просто
решение, а,
прежде всего,
технологию
разбиения
множества на
непересекающиеся
подмножества,
при котором в
одном случае
находим
число
элементов
подмножества
(деление на
равные части),
а в другом
число
подмножеств (деление
по
содержанию).