2.
Ознакомление
с задачей и ее
составными
частями
С
первыми
простыми
задачами
дети должны
встретиться
наблюдая за
действиями
учителя.
Учитель,
сообщая
текст задачи,
должен
демонстрировать
числовые
данные и
описываемые
в задаче
действия, но
так, чтобы
результат
оказался
скрытым от
детей.
Например, на
уроке,
посвященном
рассмотрению
задачи и ее
основных
частей,
учитель
может
провести
работу так (прием
М.И. Моро и
других):
"Мальчик
собирал
марки. У него
в конверте
было 3
красивые
марки (показывает).
Это мы знаем.
Папа принес
ему еще одну
марку (показывает).
Мальчик
положил эту
марку в тот же
конверт. Это
мы тоже знаем
(показывает).
Сколько
всего марок
стало у
мальчика в
конверте. Об
этом еще
ничего не
сказано, это
неизвестно.
Мы составили
задачу.
Давайте
повторим ее,
сразу
отделяя то.
что мы знаем,
от того, что
мы не знаем.
Что же мы
знаем? Мы
знаем,
сколько
марок было у
мальчика в
конверте:
сначала 3
марки (на
полотне
выставляется
карточка с
цифрой 3) – и
сколько
марок принес
ему папа (1
марку). Верно,
это мы знаем (на
полотне
выставляется
цифра 1), это -
условие
задачи. Что же
в задаче
спрашивается?
(Сколько
всего марок
стало у
мальчика?) Это
вопрос
задачи. В
задаче
всегда о чем-то
спрашивается,
без вопроса
нет задачи.
Это нужно
хорошо
понять и
запомнить. В
каждой
задаче есть
условие и
есть вопрос.
Чтобы решить
задачу,
подумаем,
какое
действие
надо
выполнить -
прибавить
или вычесть -
и почему.
Объяснение:
находим,
сколько
всего стало
марок, стало 3
да еще одна
марка, значит,
чтобы узнать,
сколько
всего стало,
надо к трем
прибавить 1.
На полотне
между
цифрами
ставится
знак "+".
Сколько же
получится? (Получится
4.) Мы записали
решение
задачи. Кто
теперь
скажет ответ
на вопрос
задачи? (У
мальчика
стало всего 4
марки.) Мы
дали ответ на
вопрос
задачи,
значит,
решили ее".
Полезно
затем
повторить
всю работу
над задачей:
выделение
известных,
искомого,
обоснование
выбора
действия,
выполнение
действия,
формулировка
ответа. Можно
организовать
повторение
по ролям:
первый
ученик
говорит: "условие"
и
формулирует
его; второй - "вопрос"
и называет
вопрос
задачи;
третий - "объяснение",
четвертый - "решение",
пятый - "ответ".
Важно, чтобы
ученики и
называли
соответствующий
шаг, и
выполняли
его.
Учитель
на этом уроке
знакомит
учащихся
разными
моделями
задачи (показывает
на доске) и
разъясняет
их
назначение.
Нацеливает
детей на то,
что
постепенно
их будем
вводить при
решении
задач и
записывать в
тетради.