1. Классификация
простых
задач
В
методическом
отношении
удобна
следующая
классификация
простых
задач:
деление
задач на
группы в
зависимости
от тех
понятий,
которые
формируются
при их
решении. С
этой точки
зрения
выделяют три
группы задач
(11, с. 198-200).
1-я группа -
простые
задачи на
усвоение
конкретного
смысла
арифметических
действий.
В
эту группу
входят такие
задачи:
1)
Нахождение
суммы двух
чисел.
Маляр
покрасил в
одной
квартире 6
дверей, а в
другой 4.
Сколько
дверей
покрасил
маляр?
2)
Нахождение
остатка.
Школьники
сделали 6
кормушек. 2
кормушки они
повесили в
школьном
саду. Сколько
кормушек им
осталось
повесить?
3)
Нахождение
суммы
одинаковых
слагаемых (произведения).
Школьники
посадили в
парке 4 ряда
березок по 5
штук в ряду.
Сколько
березок они
посадили?
4)
Деление на
равные части.
В
3 палатках
жили 24
туриста, в
каждой
палатке
поровну.
Сколько
туристов
жили в каждой
палатке?
5)
Деление по
содержанию.
Каждая
бригада
школьников
окопала по 8
яблонь, а
всего
школьники
окопали 24
яблони.
Сколько
всего бригад
школьников
выполняли
эту работу?
2-я
группа -
простые
задачи на
усвоение
связи между
компонентами
и
результатами
арифметических
действий.
В
эту группу
входят такие
задачи:
1)
Нахождение
первого
слагаемого
по известным
сумме и
второму
слагаемому.
У
кормушки
было
несколько
снегирей, к
ним
прилетели 6
синиц. И их
стало всего 9.
Сколько
снегирей
было у
кормушки?
2)
Нахождение
второго
слагаемого
по известным
сумме и
первому
слагаемому.
У
кормушки
было 3 снегиря,
к ним
прилетели
несколько
синиц и их
стало 9.
Сколько
синиц
прилетело?
3)
Нахождение
уменьшаемого
по известным
вычитаемому
и разности.
Школьники
сделали
несколько
скворечников.
Когда 2
скворечника
они повесили
на дерево, то
у них
осталось 4
скворечника.
Сколько
скворечников
сделали
школьники?
4)
Нахождение
вычитаемого
по
известному
уменьшаемому
и разности.
Школьники
сделали 6
скворечников.
Когда
несколько
скворечников
они повесили
на дерево, то
у них
осталось еще 4
скворечника.
Сколько
скворечников
повесили
школьники?
5)
Нахождение
первого
множителя по
известным
произведению
и второму
множителю.
Неизвестное
число
умножили на 8
и получили 32.
Найти
неизвестное
число.
6)
Нахождение
второго
множителя по
известным
произведению
и первому
множителю.
9
умножили на
неизвестное
число и
получили 27.
Найти
неизвестное
число.
7)
Нахождение
делимого по
известным
делителю и
частному.
Неизвестное
число
разделили на 9
и получили 4.
Найти
неизвестное
число.
8)
Нахождение
делителя по
известным
делимому и
частному.
24
разделили на
неизвестное
и получили 6.
Найти
неизвестное
число.
3-я
группа -
простые
задачи,
раскрывающие
новый смысл
арифметических
действий:
понятия
разности и
кратного
отношения.
В
эту группу
входят такие
задачи,
связанные с
понятием
разности:
1)
Разностное
сравнение
чисел или
нахождение
разности
двух чисел (1
вид).
У
Миши было 8
шариков, а у
Коли 5 шариков.
На сколько у
Миши шариков
больше, чем у
Коли?
2)
Разностное
сравнение
чисел или
нахождение
разности
двух чисел (2
вид).
У
Тани 10 книг, а у
Оли 8 книг. На
сколько книг
у Оли меньше?
3)
Увеличение
числа на
несколько
единиц (прямая
форма).
На
первой
тарелке было 7
груш, а на
второй на 3
груши больше.
Сколько груш
на второй
тарелке?
4)
Увеличение
числа на
несколько
единиц (косвенная
форма).
У
Миши 4
фломастера,
это на 8
фломастеров
меньше, чем у
Тани. Сколько
фломастеров
у Тани?
5)
Уменьшение
числа на
несколько
единиц (прямая
форма).
Школьники
собрали с
первой
грядки 23 кг
моркови, со
второй на 3 кг
меньше.
Сколько
килограммов
моркови
собрали со
второй
грядки?
6)
Уменьшение
числа на
несколько
единиц (косвенная
форма).
В
колхозе было
12 тракторов,
это на 4
больше, чем
комбайнов.
Сколько
комбайнов
было в
колхозе?
В
эту группу
также входят
простые
задачи,
связанные с
понятием
кратного
отношения.
1)
Кратное
сравнение
чисел или
нахождение
отношения
двух чисел (1вид).
На
проводе 6
ласточек и 2
воробья. Во
сколько раз
ласточек
больше, чем
воробьев?
2)
Кратное
сравнение
чисел или
нахождение
отношения
двух чисел (2
вид).
В
столовой
израсходовали
8 кг муки и 24 кг
крупы. Во
сколько раз
меньше
израсходовали
муки, чем
крупы?
3)
Увеличение
числа в
несколько
раз (прямая
форма).
В
одном куске 6
м проволоки, а
в другом в 2
раза больше.
Сколько
метров
проволоки во
втором куске?
4)
Увеличение
числа в
несколько
раз (косвенная
форма).
У
брата было 6
простых
открыток, их
было в 2 раза
меньше, чем
цветных
открыток.
Сколько
цветных
открыток
было у брата?
5)
Уменьшение
числа в
несколько
раз (прямая
форма).
В
пруду
плавали 9
гусей, а уток
в 3 раза
меньше.
Сколько уток
плавало в
пруду?
6)
Уменьшение
числа в
несколько
раз (косвенная
форма).
Длина
первой доски
18 дм, это в 3 раза
больше длины
второй доски.
Какова длина
второй доски?
Простые
задачи на
сложение и
вычитание
изучаются в 1
классе в
связи с
изучением
соответствующих
действий, а
задачи на
умножение и
деление - во 2
классе.