§
5. Проверка
решения
задачи
Проверить
решение
задачи - это
значит
установить,
правильно
она решена
или
неправильно.
В
начальных
классах
используются
следующие
способы
проверки:
1. Прикидка
ответа
(установление
соответствия
искомого
числа
области
своих
значений).
Применение
этого
способа
состоит в том,
что до
решения
задачи
устанавливается
область
значении
искомого
числа, т.е.
приблизительно
в каких
границах оно
может быть по
сравнению с
данными
задачи. Если
после
решения
получают
большие
расхождения,
значит
задача
решена
неверно; если
же эти
расхождения
незначительны
- то, возможно,
задача
решена верно.
З
а д а ч а. В
мешке было 45
кг моркови. 3
дня из мешка
брали
моркови
поровну,
после чего в
нем осталось
33 кг. Сколько
килограммов
моркови
брали из
мешка каждый
день?
До
решения
выясняем:
было 45 кг,
осталось 33 кг.
Значит, за три
дня взяли
меньше 33 кг, т.к.
разность 45 и 33
меньше этого
числа. Значит,
в ответе
число у нас
должно быть
меньше 33 кг.
Решив задачу,
в ответе
получим 4 кг,
которое
меньше 33 кг.
Наше решение
возможно
верное. Если
бы мы
получили 35 кг,
значит
задача
решена
неверно. Надо
проверить
еще раз или
другим
способом.
Прикидка
чаще всего
используется
с другими
видами
проверки,
которые дают
однозначный
ответ о
правильности
решения. Она
вводится уже
в 1 классе.
2.
Установление
соответствия
между
результатом
решения и
условием
задачи.
При
проверке
этим
способом
число,
полученное в
ответе, "подставляют"
в задачу и
выполняют
действия.
Если
получатся
числа, данные
в условии
задачи, то
можно
считать, что
задача
решена верно.
З
а д а ч а. В
первых,
вторых и
третьих
классах
школы учатся
всего 360
учащихся. В
первых и
вторых
классах было
210 учащихся, во
вторых и
третьих
классах -270
учащихся.
Сколько
учеников
было в первых
классах? во
вторых
классах? в
третьих
классах?
Решив
задачу,
находим: в
первых - 90, во
вторых - 120 и в
третьих 150
учащихся.
Проверим
условие
задачи по
полученным
числам: во
всех классах
90+120+150=360 (учащихся);
в первых и
вторых
классах 90+120=210 (учащихся);
во вторых и
третьих
классах 120+150=270 (учащихся).
Полученные
числа
совпадают с
данными,
значит можно
считать, что
задача
решена верно.
Этот способ
проверки
используется,
начиная со 2
класса.
3.
Решение
задачи
другим
способом.
Если
задачу можно
решить
различными
способами, то
получение
одинаковых
ответов
подтверждает,
что задача
решена
правильно.
З
а д а ч а. Из
двух
поселков,
расстояние
между
которыми 260 км,
выехали
одновременно
навстречу
друг другу
два
мотоциклиста
и
встретились
через 2 часа.
Скорость
одного из них
60 км/ч. С какой
скоростью
ехал другой
мотоциклист?
Решение: |
Проверка
(решение
другим
способом – А.А.) |
1) 60·2=120 (км); 2) 260-120=140 (км); 3) 140:2=70 (км). |
1) 260:2=130 (км); 2)
130-60=70 (км). |
Ответ:
70 км/ч |
При
решении
задачи
разными
способами
получили
одинаковые
результаты,
значит,
задача
решена
правильно.
Этот
способ
проверки
вводится с 1
класса.
4.
Составление
и решение
обратной
задачи.
В
этом случае,
после
решения
задачи,
учащимся
предлагают
составить
обратную
задачу и
решить ее.
Если при
решении
обратной
задачи в
ответе
получится
число,
которое было
известно в
данной
задаче, то
можно
считать, что
данная
задача
решена верно.
З
а д а ч а. В
мешке было 50
кг крупы.
Сначала
оттуда взяли
12 кг, а потом 16 кг
крупы.
Сколько
килограммов
крупы
осталось в
мешке?
Решив
задачу 50-12-16=22 (кг),
составим
обратную
задачу, для
чего одно из
данных
задачи (50 кг)
сделаем
неизвестной,
а 22 кг -
известной.
Получим
задачу: "Из
мешка
сначала
взяли 12 кг
крупы, потом 16
кг и после
чего
осталось 22 кг.
Сколько
килограммов
крупы было в
мешке?" Решив
эту задачу,
получим в
ответе 50 кг.
Значит,
первая
задача
решена
правильно.
Этот
способ
вводится со 2
класса.
Проверка
задач также
может быть
осуществлена
сравнением с
образцом
решения
какой-либо
задачи этого
типа, с
некоторыми
алгоритмами,
теоретическими
положениями
и др.
Проверке задач в обучении математике должно уделяться достаточное внимание хотя бы потому, что она воспитывает навыки самоконтроля, столь важные в жизни человека.