§
4. Выполнение
плана
решения
задачи
Решение
задачи - это
выполнение
арифметических
действий,
выбранных
при
составлении
плана
решения.
Решение
задачи может
выполняться
устно или
письменно.
При устном
решении
арифметические
действия и
пояснения
выполняются
устно. При
письменном
решении
действия
записываются,
а пояснения к
ним учащиеся
либо
записывают,
либо
проговаривают
устно.
В
начальных
классах
наиболее
распространенными
являются
следующие
формы записи
решения:
З
а д а ч а. В 6
вагонах
поезда по 50
пассажиров, а
в остальных 10
вагонах по 36
пассажиров.
Сколько
пассажиров в
поезде?
1.
Запись
решения в
виде
выражения.
а)
Постепенная
запись
выражения с
записью
пояснения:
50·6
(пассажиров) -
всего в 6
вагонах;
36·10
(пассажиров) -
всего в 10
вагонах;
50·6+36·10=660
(пассажиров) -
всего в
поезде.
Ответ:
660 пассажиров.
б)
Постепенная
запись
выражения
без записи
пояснений:
50·6
(пассажиров), 36·10
(пассажиров), 50·6+36·10=660
(пассажиров).
Ответ: 660
пассажиров.
в)
Запись
выражения
без записи
отдельных
действий и
пояснений:
50·6+36·10=660
(пассажиров).
Ответ: 660
пассажиров.
2.
Запись
решения в
виде
отдельных
действий.
а)
с записью
пояснений:
1)
50·6=300 (пассажиров_
- всего в 6
вагонах;
2)
36·10=360 (пассажиров)
- всего в 10
вагонах;
3)
300+360=660 (пассажиров)
- всего в
поезде.
Ответ:
660 пассажиров.
б)
без записи
пояснений:
1)
50·6=300 (пассажиров);
2)
36·10=360 (пассажиров);
3)
300+360=660 (пассажиров).
Ответ:
660 пассажиров.
3.
Запись
вопросов и
соответствующих
действий.
1)
Сколько
пассажиров
было в 6
вагонах?
50·6=300
(пассажиров).
2)
Сколько
пассажиров
было в 10
вагонах?
36·10=360
(пассажиров).
3)
Сколько
пассажиров
было в поезде?
300+360=660
(пассажиров).
Ответ:
660 пассажиров
4.
Запись
каждого
пункта плана
с
соответствующими
действиями:
1)
Найдем число
пассажиров в 6
вагонах:
50·6=300
(пассажиров).
2)
Найдем число
пассажиров в
10 вагонах:
36·10=360
(пассажиров).
3)
Найдем число
пассажиров в
поезде:
300+360=660
(пассажиров).
Ответ:
660 пассажиров.
В
1 классе
достаточно
научить
детей
записывать
решение в
виде
выражения
без записи
пояснения, т.к.
навыки
письма у них
слабо
развиты.
Начиная со 2-го
класса можно
переходить и
к другим
формам
записи
решения.
Здесь при
ознакомлении
с задачами
нового вида
решение
выполняется
письменно и
записывается
под
руководством
учителя. При
самостоятельной
работе
учитель
рекомендует
определенную
форму записи.
Решение
задачи может
быть
записано в
виде таблицы,
геометрического
чертежа,
различных
схем,
рисунков,
уравнений и
др.
Форму
записи
решения
задачи
выбирают
исходя из
конкретных
целей. Если
учитель
сосредотачивает
главное
внимание на
логической
последовательности
действий, то
он выбирает
оформление
составлением
выражения.
Если же он
хочет
научить
детей к
сжатой и
четкой
математической
речи, то
целесообразно
выбрать
третий или
четвертый
способы.
Грамотной
записи при
решении
задач
придается
такое же
значение, как
и в
упражнениях
по русскому
языку.
В начальной школе в различных системах обучения изучается решение задач с помощью уравнений. В этом случае говорят о записи решения в виде уравнения (см. главу 10, § 2).