§1.
Текстовая
задача и её
роль в
обучении
математике
В
методике
обучения
математике
младших
школьников
используемые
арифметические
задачи чаще
других
принято
называть
термином "текстовые
задачи".
Такой же
термин
применяется
и в курсе
теоретических
основ
математики (80,с.114).
Задачей
называется
требование
определить
числовое
значение
искомой
величины по
известным
числовым
значениям
других
величин и
зависимостям,
выраженным в
словесной
форме,
которые
связывают
все эти
величины
между собой.
Чтобы
выяснить, как
построена
текстовая
задача,
рассмотрим
пример из
начального
курса
математики:
З
а д а ч а.
Туристы за
два дня
прошли 44 км,
двигаясь с
одинаковой
скоростью. В
первый день
они были в
пути 6 ч, а во
второй 5ч.
Какое
расстояние
прошли
туристы в
каждый из
этих дней?
В
данной
задаче речь
идет о
туристах и
относительно
них имеем
такие
утверждения:
1.
Туристы за
два дня
прошли 44км.
2.
Они в каждый
день
двигались с
одинаковой
скоростью.
3.
В первый день
они были в
пути 6 ч.
4.
Во второй
день они были
в пути 5 ч.
В этих
утверждениях
дается
числовой
материал
задачи и
зависимость
между ними. Их
принято
называть
условиями
задачи.
Предложение
"Какое
расстояние
прошли
туристы в
каждый из
этих дней?"
принято
называть
требованием
задачи. В
методической
литературе и
в школьной
практике
вместо этого
термина чаще
используется
термин "вопрос
задачи".
Условия
задачи
должны
соответствовать
уровню
математической
подготовки
учащихся. Они
должны быть
сформулированы
точно, ясно и
немногословно.
Требование
задачи может
быть
выражено
побудительным
предложением
(Найти
периметр.) или
вопросительным
(Чему равен
периметр?).
Оно должно
быть
сформулировано
ясно, точно и
вытекать из
содержания
задачи.
Все
текстовые
задачи
делятся на
простые и
составные.
Простой
задачей
называется
такая,
которая
решается с
помощью
какого-либо
одного
действия.
Например: "У
пруда росло 9
осин и берез.
Осин было 4.
Сколько было
берез?".
Решается
одним
действием -
вычитанием.
Составной
задачей
называется
такая,
которая
состоит из
нескольких
простых
задач и,
следовательно,
для её
решения
нужно не
менее двух
действий.
Например: "В
школьной
столовой
было 16 кг
рисовой
крупы и 10 кг
гречневой. За
день
израсходовали
6 кг крупы.
Сколько
крупы
осталось в
столовой?".
Решается
двумя
действиями -
сложением и
вычитанием.
Обычно
в задачах
число
зависимостей
соответствует
числу данных
и искомых, т.е.
заданных
условий
столько,
сколько
необходимо и
достаточно
для её
решения.
Такие задачи
называются
определенными
(например,
вышеприведенные
задачи). Если
же такого
соответствия
нет, то: при
недостатке
условий для
получения
решения,
задача
называется
недоопределенной
(с
недостающими
данными), а
при их
избытке,
когда
некоторые их
них не имеют
значения для
решения -
переопределенной
(с лишними
данными). С
такими
задачами мы
встречались
в главе 3, §2-5.
Простые
задачи в
зависимости
от
математических
действий, с
помощью
которых они
решаются,
можно
разделить на
различные
виды: задачи
на сложение,
вычитание,
умножение и
деление.
Можно
классифицировать
и в
зависимости
от понятий,
которые
формируются
при их
решений (например,
задачи на
разностное
отношение).
В
научно-методической
литературе
термин "решение
задачи"
понимают в
разных
смыслах.
Наиболее
распространенным
являются: 1)решением
задачи
называют
результат, т.е.
ответ на
вопрос
задачи; 2)
решением
задачи
называют
процесс
нахождения
этого ответа,
т.е. вся
деятельность
человека,
решающего
поставленную
задачу.
Роль
задач в
обучении
математике в
основном
сводится к
реализации
трех целей
обучения:
образовательных,
воспитательных
и
практических
(см. главу 1, §2). С
другой
стороны, для
учителя
задача
выполняет
еще и
контролирующую
функцию,
которая
определяет
уровень
знаний
учащихся, их
способности
к
самостоятельному
изучению
математики.
В
решении
задач
наиболее
важным
является
обучение
учащихся
поиску
решения и его
реализации.
Именно здесь
у них
развивается
логическое
мышление, их
математические
способности,
умения
связать
математику с
реальной
жизненной
ситуацией,
применять
полученные
теоретические
знания в
конкретной
ситуации и т.п.
Недостаточное
внимание к
процессу
мыслительной
деятельности
приводит к
порочной
практике
заучивания
способов
решения
задач в ущерб
развитию
мышления.
Другими
словами,
основная
роль решения
задач - это
развитие
учащихся, при
котором
математическая
задача
служит как бы
инструментом.
В
методике
обучения
решению
каждого вида
задач
учитель
должен
предусмотреть
следующие
ступени:
1)
подготовительная
работа к
решению
задач;
2)
ознакомление
с решением
задачи;
3)
закрепление
умения
решать
задачи.
О
подготовительной
работе к
решению
задач
остановимся
далее, при
рассмотрении
конкретных
видов задач.
В
методике
работы на
второй
ступени
выделяются
следующие
этапы:
1.
Восприятие и
осмысление
задачи.
2.
Поиск плана
решения
задачи.
3.
Выполнение
плана
решения
задачи.
4.
Проверка
решения
задачи.
Общий порядок работы над текстовой задачей с указанием конкретных этапов решения наиболее полно описан в работах С.Е. Царевой (например, см.89,с.96-98).