§ 2. Технические средства в обучении математике.

В развитии познавательных способностей учащихся, их интересов к предмету, в рационализации их труда и труда учителя большую роль играют технические средства обучения (ТСО).

К ТСО относятся механические, электрические и электронные устройства, которые учитель использует для передачи информации и контроля знаний учащихся: аппаратура динамической и статистической проекции (киноаппаратура, эпи- и диапроекторы); телевизионные системы, видео- и звукозаписывающая аппаратура; аппаратура программированного обучения и контроля; электрифицированные таблицы; стенды; макеты и модели; лингафонное оборудование; электронно-вычислительные обучающие системы совместно со счетно-решающей техникой и компьютерами.

В начальной школе наиболее широко применяются информационные ТСО, куда относятся:

а) экранные средства (учебные диапозитивы, диафильмы, неозвучанные кинофрагменты и другие), которые проектируются на экран через диапроектор, графопроектор (кодоскоп), эпидиаскоп и киноаппарат;

б) звуковые (радиопередачи и звукозаписи различного типа), которые воспроизводятся через магнитофоны, проигрыватели и другую звукозаписывающую аппаратуру;

в) экранно-звуковые средства (звуковые кинофильмы, учебные телевизионные передачи, видеозаписи и т.п.). Остановимся на методике применения некоторых из них.

1. Демонстрация диафильмов и видеофильмов на уроках математики.

Используя названные пособия в учебном процессе, учитель должен, прежде всего, соблюдать следующие рекомендации:

1) определить, на каком этапе урока будет использовано пособие: при повторении, объяснении новой темы и т.п.;

2) уточнить, будет ли пособие показано полностью или же только фрагментами;

3) учитель должен предварительно просмотреть пособие, наметить используемые кадры в поурочном плане (для начинающих) и продумать вопросы для собеседования;

4) перед демонстрацией пособия в своем вступительном слове (2-3 мин.) учитель объявляет цели просмотра, основную идею и условия для восприятия материала в нужном направлении;

5) во время демонстрации пособия учитель читает текст (может и ученик), задает вопросы для уточнения объема и деталей восприятия, осуществляет связь с изученным теоретическим материалом, с ранее изученным материалом и т.д.;

6) при однократном показе пособия просмотр и беседа осуществляются одновременно;

7) при двухкратном показе сначала учитель показывает пособие, не отклоняясь от содержания и при повторном показе проводится необходимое собеседование, уточнение тех или иных деталей, углубление в содержание и т.п., т.е. вся работа учителя направляется на активизацию познавательного процесса;

8) после завершения просмотра учитель проводит беседу, закрепляющую полученные на уроке знания; проводит в необходимых случаях, пересказ содержания;

9) при закреплении в ходе повторного просмотра полезно использовать самостоятельный рассказ учащихся только по изображению, убрав при этом соответствующий текст.

2. Применение графопроектора и эпидоскопа.

Используя на уроках математики графопроектор (кодоскоп - старое название) можно придерживаться следующих рекомендаций:

1) с помощью транспарантов (изображение на прозрачной пленке) можно показать процесс вывода закономерностей наложением их друг на друга, в каждой из которых нарисован отдельный элемент целого изображения;

2) в случае необходимости можно вернуться к изложенному материалу, вносить исправления и дополнения к тексту, рисунку;

3) тексты устного счета, математического диктанта, запись краткого условия задачи и т.п. для экономии времени можно проецировать на экран, классную доску (в этом случае исправления, дополнения можно вносить всем классом), а в тетрадях записать только ответы.

Эпидиаскоп применяется для проецирования схем, рисунков, чертежей и т.д., написанных на непрозрачном материале. Методика применения эпидиаскопа аналогична методике применения графопроектора. Например, через эпидиаскоп проецируя рисунок учебника можно более эффективно организовать беседу; проецируя на экран домашнее задание с тетради ученика можно организовать коллективную его проверку.

Технические данные эпидиаскопа таковы, что, в отличие от графопроектора, при его использовании необходимо полное затемнение класса.

3. Использование микрокалькулятора.

С внедрением информатики и электронно-вычислительной техники в школу, в частности микрокалькуляторов, появилась возможность их использования и в начальных классах. В практике работы учителей оправдала себя следующая методика применения микрокалькуляторов.

В 1 классе уже в начале обучения учащиеся знакомятся с прибором, привыкают к нему: читают цифры, пишут их в тетради и одновременно видят на клавишах, дисплее, Постепенно микрокалькулятор используется для выполнения упражнений из учебника (примеры без скобок, со скобками) и проверки их решения. Кроме этого, он может быть использован для сложных вычислений, проверки устных вычислений, ускорения вычислений при решении задач и др. Например, математический диктант может быть проведен так. Учитель медленно читает условие задачи, предварительно предупредив учащихся о том, чтобы они ничего не писали, а внимательно слушали и думали над ходом решения. Затем он второй раз читает условие (а если необходимо, то и третий), после чего учащиеся выполняют вычисления, нужные для решения задачи, с помощью микрокалькулятора.

В 1-2 классах на уроках микрокалькулятор рекомендуется применять только после усвоения вычислительного приема. В противном случае учащиеся без него не смогут справиться с вычислениями, даже в простейших случаях. Это, в свою очередь, плохо сказывается в развитии их логического мышления.

В 3 классе можно использовать микрокалькулятор систематически уже с использованием ячейки памяти, не отказываясь и от традиционного устного счета.

4. ЭВМ в начальной школе.

Одна из наиболее актуальных социально-экономических и вместе с тем психолого-педагогических проблем на современном этапе общественного развития связана с применением ЭВМ в сфере образования. Внедрение ЭВМ в процессе обучения в начальной школе требует соответствующего программного обеспечения, т.е. создания обучающих программ и необходимой для этого материально-технической базы.

В программе по математике для 1-3 классов "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики" авторов С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой (67, с. 131-141) отдельным блоком выделяется "Работа на ЭВМ", посвященный использованию современного персонального компьютера. Программой предусмотрено:

1 класс. Экскурсия в класс-кабинет, оснащенный персональными компьютерами. Знакомство с ЭВМ: клавиатура, дисплей, принтер. Назначение каждой из названных частей, назначение электронно-вычислительных машин, их возможности.

Отработка с помощью программ-тренажеров на компьютерах навыков сложения и вычитания в пределах 20,навыков письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100; формирование умений решать простые и составные текстовые задачи.

Знакомство с графическими возможностями компьютера: построение точки, линии, отрезка, отрезка кривой, луча.

2 класс. Отработка навыков табличного умножения и деления, внетабличного умножения и деления, деление с остатком.

Решение простых и составных текстовых задач.

Вычерчивание отрезка, ломаной линии, построение прямоугольника (квадрата) на дисплее компьютера. Решение задач геометрического содержания на деление фигуры на заданные части.

3 класс. Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел; письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; отработка умений применять правила о порядке действий в числовом выражении (со скобками и без них).

Формирование умений решать простейшие уравнения.

Решение текстовых задач на движение с графической иллюстрацией (задачи на одновременное движение в противоположных направлениях и навстречу друг другу). Решение составных текстовых задач с использованием схематического рисунка.

Построение геометрических фигур (прямоугольника, квадрата) на дисплее компьютера, преобразование одной фигуры в другую, деление фигур на части.

Hosted by uCoz