§
2. Технические
средства в
обучении
математике.
В
развитии
познавательных
способностей
учащихся, их
интересов к
предмету, в
рационализации
их труда и
труда
учителя
большую роль
играют
технические
средства
обучения (ТСО).
К
ТСО
относятся
механические,
электрические
и
электронные
устройства,
которые
учитель
использует
для передачи
информации и
контроля
знаний
учащихся:
аппаратура
динамической
и
статистической
проекции (киноаппаратура,
эпи- и
диапроекторы);
телевизионные
системы,
видео- и
звукозаписывающая
аппаратура;
аппаратура
программированного
обучения и
контроля;
электрифицированные
таблицы;
стенды;
макеты и
модели;
лингафонное
оборудование;
электронно-вычислительные
обучающие
системы
совместно со
счетно-решающей
техникой и
компьютерами.
В
начальной
школе
наиболее
широко
применяются
информационные
ТСО, куда
относятся:
а)
экранные
средства (учебные
диапозитивы,
диафильмы,
неозвучанные
кинофрагменты
и другие),
которые
проектируются
на экран
через
диапроектор,
графопроектор
(кодоскоп),
эпидиаскоп и
киноаппарат;
б)
звуковые (радиопередачи
и
звукозаписи
различного
типа),
которые
воспроизводятся
через
магнитофоны,
проигрыватели
и другую
звукозаписывающую
аппаратуру;
в)
экранно-звуковые
средства (звуковые
кинофильмы,
учебные
телевизионные
передачи,
видеозаписи
и т.п.).
Остановимся
на методике
применения
некоторых из
них.
1.
Демонстрация
диафильмов и
видеофильмов
на уроках
математики.
Используя
названные
пособия в
учебном
процессе,
учитель
должен,
прежде всего,
соблюдать
следующие
рекомендации:
1)
определить,
на каком
этапе урока
будет
использовано
пособие: при
повторении,
объяснении
новой темы и т.п.;
2)
уточнить,
будет ли
пособие
показано
полностью
или же только
фрагментами;
3)
учитель
должен
предварительно
просмотреть
пособие,
наметить
используемые
кадры в
поурочном
плане (для
начинающих) и
продумать
вопросы для
собеседования;
4)
перед
демонстрацией
пособия в
своем
вступительном
слове (2-3 мин.)
учитель
объявляет
цели
просмотра,
основную
идею и
условия для
восприятия
материала в
нужном
направлении;
5)
во время
демонстрации
пособия
учитель
читает текст (может
и ученик),
задает
вопросы для
уточнения
объема и
деталей
восприятия,
осуществляет
связь с
изученным
теоретическим
материалом, с
ранее
изученным
материалом и
т.д.;
6)
при
однократном
показе
пособия
просмотр и
беседа
осуществляются
одновременно;
7)
при
двухкратном
показе
сначала
учитель
показывает
пособие, не
отклоняясь
от
содержания и
при
повторном
показе
проводится
необходимое
собеседование,
уточнение
тех или иных
деталей,
углубление в
содержание и
т.п., т.е. вся
работа
учителя
направляется
на
активизацию
познавательного
процесса;
8)
после
завершения
просмотра
учитель
проводит
беседу,
закрепляющую
полученные
на уроке
знания;
проводит в
необходимых
случаях,
пересказ
содержания;
9)
при
закреплении
в ходе
повторного
просмотра
полезно
использовать
самостоятельный
рассказ
учащихся
только по
изображению,
убрав при
этом
соответствующий
текст.
2.
Применение
графопроектора
и эпидоскопа.
Используя
на уроках
математики
графопроектор
(кодоскоп -
старое
название)
можно
придерживаться
следующих
рекомендаций:
1)
с помощью
транспарантов
(изображение
на
прозрачной
пленке) можно
показать
процесс
вывода
закономерностей
наложением
их друг на
друга, в
каждой из
которых
нарисован
отдельный
элемент
целого
изображения;
2)
в случае
необходимости
можно
вернуться к
изложенному
материалу,
вносить
исправления
и дополнения
к тексту,
рисунку;
3)
тексты
устного
счета,
математического
диктанта,
запись
краткого
условия
задачи и т.п.
для экономии
времени
можно
проецировать
на экран,
классную
доску (в этом
случае
исправления,
дополнения
можно
вносить всем
классом), а в
тетрадях
записать
только
ответы.
Эпидиаскоп
применяется
для
проецирования
схем,
рисунков,
чертежей и т.д.,
написанных
на
непрозрачном
материале.
Методика
применения
эпидиаскопа
аналогична
методике
применения
графопроектора.
Например,
через
эпидиаскоп
проецируя
рисунок
учебника
можно более
эффективно
организовать
беседу;
проецируя на
экран
домашнее
задание с
тетради
ученика
можно
организовать
коллективную
его проверку.
Технические
данные
эпидиаскопа
таковы, что, в
отличие от
графопроектора,
при его
использовании
необходимо
полное
затемнение
класса.
3.
Использование
микрокалькулятора.
С
внедрением
информатики
и электронно-вычислительной
техники в
школу, в
частности
микрокалькуляторов,
появилась
возможность
их
использования
и в начальных
классах. В
практике
работы
учителей
оправдала
себя
следующая
методика
применения
микрокалькуляторов.
В
1 классе уже
в начале
обучения
учащиеся
знакомятся с
прибором,
привыкают к
нему: читают
цифры, пишут
их в тетради и
одновременно
видят на
клавишах,
дисплее,
Постепенно
микрокалькулятор
используется
для
выполнения
упражнений
из учебника (примеры
без скобок, со
скобками) и
проверки их
решения.
Кроме этого,
он может быть
использован
для сложных
вычислений,
проверки
устных
вычислений,
ускорения
вычислений
при решении
задач и др.
Например,
математический
диктант
может быть
проведен так.
Учитель
медленно
читает
условие
задачи,
предварительно
предупредив
учащихся о
том, чтобы они
ничего не
писали, а
внимательно
слушали и
думали над
ходом
решения.
Затем он
второй раз
читает
условие (а
если
необходимо,
то и третий),
после чего
учащиеся
выполняют
вычисления,
нужные для
решения
задачи, с
помощью
микрокалькулятора.
В
1-2 классах
на уроках
микрокалькулятор
рекомендуется
применять
только после
усвоения
вычислительного
приема. В
противном
случае
учащиеся без
него не
смогут
справиться с
вычислениями,
даже в
простейших
случаях. Это,
в свою
очередь,
плохо
сказывается
в развитии их
логического
мышления.
В
3 классе можно
использовать
микрокалькулятор
систематически
уже с
использованием
ячейки
памяти, не
отказываясь
и от
традиционного
устного
счета.
4.
ЭВМ в
начальной
школе.
Одна
из наиболее
актуальных
социально-экономических
и вместе с тем
психолого-педагогических
проблем на
современном
этапе
общественного
развития
связана с
применением
ЭВМ в сфере
образования.
Внедрение
ЭВМ в
процессе
обучения в
начальной
школе
требует
соответствующего
программного
обеспечения,
т.е. создания
обучающих
программ и
необходимой
для этого
материально-технической
базы.
В
программе по
математике
для 1-3 классов
"Развитие
познавательных
способностей
учащихся на
уроках
математики"
авторов С.И.
Волковой и Н.Н.
Столяровой (67,
с. 131-141)
отдельным
блоком
выделяется "Работа
на ЭВМ",
посвященный
использованию
современного
персонального
компьютера.
Программой
предусмотрено:
1
класс.
Экскурсия в
класс-кабинет,
оснащенный
персональными
компьютерами.
Знакомство с
ЭВМ:
клавиатура,
дисплей,
принтер.
Назначение
каждой из
названных
частей,
назначение
электронно-вычислительных
машин, их
возможности.
Отработка
с помощью
программ-тренажеров
на
компьютерах
навыков
сложения и
вычитания в
пределах 20,навыков
письменных
приемов
сложения и
вычитания в
пределах 100;
формирование
умений
решать
простые и
составные
текстовые
задачи.
Знакомство
с
графическими
возможностями
компьютера:
построение
точки, линии,
отрезка,
отрезка
кривой, луча.
2
класс. Отработка
навыков
табличного
умножения и
деления,
внетабличного
умножения и
деления,
деление с
остатком.
Решение
простых и
составных
текстовых
задач.
Вычерчивание
отрезка,
ломаной
линии,
построение
прямоугольника
(квадрата) на
дисплее
компьютера.
Решение
задач
геометрического
содержания
на деление
фигуры на
заданные
части.
3
класс.
Отработка
алгоритмов
письменного
сложения и
вычитания
многозначных
чисел;
письменного
умножения и
деления
многозначного
числа на
двузначное и
трехзначное
число;
отработка
умений
применять
правила о
порядке
действий в
числовом
выражении (со
скобками и
без них).
Формирование
умений
решать
простейшие
уравнения.
Решение
текстовых
задач на
движение с
графической
иллюстрацией
(задачи на
одновременное
движение в
противоположных
направлениях
и навстречу
друг другу).
Решение
составных
текстовых
задач с
использованием
схематического
рисунка.
Построение геометрических фигур (прямоугольника, квадрата) на дисплее компьютера, преобразование одной фигуры в другую, деление фигур на части.