§9
Интегральная технология обучения
Среди
различных технологий обучения одним из
эффективных технологий является
интегральная технология обучения. В
старших классах она находит применение, а в
начальных классах - пока пробивает дорогу.
Применяя эту технологию, учитель должен
иметь, прежде всего, четкое о ней
представление. Поэтому еще раз уточним
понятие "интегральная технология".
Основой
данного термина служит слово "интеграция",
которая понимается: 1) объединение в целое
каких-либо частей, элементов; 2)
экономический процесс взаимного
приспособления и объединения национальных
хозяйств двух и более государств с
однотипным государственным строем. В
практику обучения часто переносят второе
понимание термина "интеграция" и
отсюда интегрированные уроки ( математика +
труд и т д.) и интегрированные программы.
Несомненно, они приносят пользу, поскольку
в их основу положены межпредметные связи.
Если
же в основу взять термин в первом понимании
применительно к одному предмету, то можно
говорить об интегральной технологии в
рамках этого предмета.
Справедливо
отмечает В.В.Гузеев: "Анализ
методологической, педагогической, научно-методической,
психологической литературы показывает, что
наиболее перспективной считаются четыре
направления, вокруг которых и группируются
большей частью работы: укрупнение
дидактических единиц, планирование
результатов обучения, психологизация
образовательного процесса,
компьютеризация.
В
каждом из указанных направлений есть
определенные достижения. Естественно
предположить, что если удастся сплавить эти
направления в нечто единое, целостное,
интегральное, то результатом может
оказаться мощная технология. Эта
технология и называется интегральной" (27,
с.89). В этой технологии укрупнение
дидактических единиц усвоения
предполагает одновременное изучение
сходных понятий (прием обобщения). Ниже мы
рассмотрим блок уроков по математике в 1-м
классе с учетом первых трех названных
частей интегральной технологии (Для
успешного усвоения нужно иметь при себе
учебник.)
Сложение
чисел с переходом через десяток в учебнике
рассматривается в течение 9 уроков (Моро М.И.
и др. Математика-1, Просвещение, 1995.-С. 81-89): на
первом уроке дополнение чисел до 10, на
втором - сложение, где в сумме получается
число 11, на втором - число 12 и т д. Все это
завершается составлением таблицы сложения.
Используя интегральную технологию
обучения структуру данной системы уроков
можно представить в такой форме.
Предварительно
поясним, в чем заключается содержание
вышеназванных направлений как частей
интегральной технологии.
Укрупнение
дидактической единицы усвоения
заключается:
1)
в совместном и одновременно изучении
взаимосвязанных примеров вида 9+4, 6+5, 7+7 и т.д.
на 1-м уроке, обладающих информационной
общностью (в основе лежит один и тот же
принцип действия);
2)
в обеспечении единства процессов
составления и решения задач (3-´
урок);
3)
в достижении системности знаний при
сложении с переходом через десяток.
Планирование
результатов обучения заключается:
1)
в достижении усвоения состава числа 10 при
вводном повторении;
2)
в планировании и овладении минимальным
уровнем знаний при первичном закреплении
на 1-м уроке и дополнительном закреплении на
2-м;
3)
в подборе целесообразных задач с целью
закрепления вычислительных приемов;
4)
в обобщающем повторении в связи с
подготовкой к проверочной работе на 7-м
уроке.
Психологизация
образовательного процесса
заключается:
1)
в использовании приема укрупнения
дидактической единицы усвоения;
2)
в определении главного действия (дополнение
числа до 10) после повторения состава числа 10
при вводном повторении;
3)
в действии учителя, при котором
преднамеренно создается затруднение (проблемная
ситуация) в работе с наборным полотном, т.е.
возникают потребности в нахождении нового
приема вычисления (1-´
урок);
4)
в определении рационального способа
действия и в организации работы над
запоминанием основного рассуждения (1-й
урок);
5)
в использовании приема целесообразных
задач, где ранее приобретенные знания
используются в новой ситуации, т.е. учащиеся
«переводятся» на уровень творческого
задания;
6)
в осуществлении развивающе-дифференцированного
обучения на 406 уроках;
7)
в использовании заданий для развития
различных компонентов математических
способностей учащихся;
8)
в использовании коррекции знаний, при
котором учащиеся сами исправляют свои
ошибки («доработка» своей работы).
Компьютеризация
обучения означает
работу учащихся на компьютерах по
специально составленным по данной теме
программам. Этот вопрос в начальных классах
в массовой школе ждет еще своего решения.
Т е м а:
Сложение чисел с переходом через десяток.
1-й урок - урок изучения нового материала.
1.Вводное
повторение (ВП).
Повторяют состав чисел от 2 до 9 (устно) под
руководством учителя. На этом этапе
учащимся предлагаются задания типа: "Дополни
до 10 числа 9,8,7,6,5,4,3,2" (см. учебник), что
является основным принципом при сложении с
переходом через десяток.
В
конце повторения учитель делает вывод: "Ребята!
Вы все усвоили состав чисел от 2 до 9, умеете
дополнять число до 10. Все это нам
понадобится при изучении сложения с
переходом через десяток. Как вы думаете,
например, при решении примера 9+4 какое наше
действие будет главным? (Дополнение числа 9
до 10.)" Если нет ответа, эта цель
устанавливается в ходе изучения новой темы.
Одна из целей - сложение с переходом через
десяток - уже поставлена и поэтому можно
приступить к дальнейшей работе. В данном
случае мы поставили цели урока с
предварительным диагнозом уровня ранее
приобретенных знаний (выяснили знание
состава чисел, таблицы сложения в пределах
10).
2.
Изучение нового материала.
Учащимся предлагается решить пример 9+4,
используя наборное полотно. Основную роль
при этом играет учитель, т.к. главной
задачей является усвоение принципа
сложения. Работа на наборном полотне
организуется следующим образом.
На
доске вывешивается наборное полотно (обязательно
с десятью кармашками в два ряда) и
проводится беседа:
-
Ребята, что значит к 9 прибавить 4 "на
языке" кружков? (К 9 кружкам надо положить
4 кружка.)
-
Кто это сделает? (Идет к доске ученик.)
Учитель при этом мешает ему положить кружки
в нижний ряд ("нечаянно" закрывает этот
ряд или по "невнимательности" вешает
туда другой плакат и т.п.) и вынуждает
ученика положить в верхний ряд один кружок.
Если так не сделать, то ученик, как правило,
кладет все 4 кружка в нижний ряд и при этом
исчезает принцип сложения, т.е. сложение
сводится к подсчету числа кружков до 13.
-
Почему ты положил 1 кружок в верхний ряд, а
не все сразу в нижний ряд? (Вы мешали
работать.)
-
Хорошо, не буду мешать (открывает нижний ряд).
Далее что сделаешь? (Положу 3 кружка.)
-
Теперь расскажи наши действия одновременно
кружками и числами.
К 9 кружкам положили 1 кружок... (К 9
прибавили 1...), получилось 10 кружков... (получилось
10...), потом к 10 кружкам положили 3 кружка... (к
10 прибавили 3) и получилось 13 кружков... (получилось
13). Запишем решение:
-
Хорошо. А могли бы мы к 9 кружкам положить
сначала 2 кружка, если бы нижний ряд был
закрыть? (Нет, кармашек наверху не хватит.)
-
А что надо сделать, чтобы хватило? (Надо еще
кармашки добавить.)
-
А это удобно? (Нет.)
-
Значит, как удобнее? (Как в первом случае.)
-
То есть, к 9 можно сначала прибавить 2, а
потом еще 2, но это... (Неудобно.) Удобно... (Сначала
прибавить 1, а потом 3.)
-
Что мы сделали, прибавив к 9 единицу? (Дополнили
до 10.)
-
Потом прибавили 3 и получили 13. От 9 мы к
какому числу перешли? (к 13). При этом через
какое число переходили? (через 10). Значит, у
нас получилось сложение с ...(переходом
через десяток). Сделаем главный вывод: чтобы
выполнить сложение с переходом через
десяток, надо число... (дополнить до 10) и
потом (прибавить оставшееся число).
Далее
учащиеся хором, а потом индивидуально
повторяют это рассуждение, что необходимо
для его запоминания. У слабых учащихся
запоминание улучшается при повторении
примера разными сюжетами: "чтобы к 9
куклам прибавить 4 куклы,...", "чтобы к 9
машинам положить 4 машины,..." и т.п., т.е.
теми предметами, что у кого дома есть (Здесь
мы имеем дело с элементами образного
мышления). После этого учитель предлагает
разобраться с примерами 6+5, 8+4, 7+7 и т.д.(по
одному примеру с каждой последующей
страницы). При этом все время внимание
учащихся акцентируется на принципе
сложения. Надо помнить, что при
интегральной технологии на одном уроке
рассматривают несколько тем, основой
которых является один и тот же принцип
действия.
3.Первичное
закрепление. При
закреплении на этом уроке с каждой страницы
(с 81 по 86) рассматриваются по 2-4 примера (примеры
до красной рамки). Если позволяет время, то
можно решить все эти примеры.
2-й урок-закрепление (З)
На данном уроке
рассматриваются все оставшиеся примеры
учебника, приведенные до задач: №3(с.81), №4(с.82),
№3(с.83), N4(с.84),N3(с.85-87),N5(с.88,89). Также
заполняются таблицы в правом верхнем углу
страниц. Работа завершается составлением
таблицы сложения. Словом, на этом уроке
учащиеся должны овладеть минимальным
уровнем знаний (все до единого!). На этом же
уроке учащиеся постепенно переходят к
самостоятельной работе под наблюдением
учителя.
3-й урок - изучение
нового материала (дополнительный объем) (ИНМ(ДО)).
Урок
посвящается решению задач (N1,2-с.81, N1-с.82,83,85),
связанных с изученной темой. Прежде всего
рассматриваются задачи на сложение, но при
этом задачи учебника заменяются
целесообразными задачами. Например, задачу
"Вова поступил в школу в 7 лет и окончил её
через 10 лет. Сколько лет ему было, когда он
окончил школу?" целесообразно заменить
задачей : "Вова поступил в неполную
среднюю школу в 7 лет и окончил её через 8 лет.
Сколько лет ему было, когда он окончил школу?",
т.к. её решение 7+8 связано с изучаемой темой.
Словом, сюжет задачи остается тем же, но
меняются только данные ("подгоняем" к
сложению с переходом через десяток). Важно,
чтобы учащиеся поняли цель такой замены, т.е.
должна быть мотивация. При её
отсутствии они
просто окажутся в недоумении. Если
позволяет время, то могут быть решены и
другие задачи.
4-6 уроки. На
этих уроках осуществляется развивающее
дифференцированное обучение (РДО).
Часть учащихся на уроке объединяется в
группы, и каждая группа получает задание на
ограниченное время, по истечении которого
группа отчитывается о своей работе в той
или иной форме. В нашем случае группы
работают над оставшимися задачами,
примерами на с.81-89 и дополнительно получают
примеры на сложение с переходом через
десяток. После оценки работы группы её
участники получают одинаковые баллы. Если
на группы разбит не весь класс, то во время
работы имеющихся групп учитель занимается
с остальными учащимися. Сюда входят, как
правило, более слабые и они образуют как бы
группу выравнивания. Вариантов таких форм
работы много и всё зависит от
профессиональной подготовки учителя. На
этих же уроках могут быть использованы
различные упражнения на развитие
математических способностей.
7-й урок - урок обобщающего повторения
и подготовки к проверочной работе (ОП).
Составляется таблица сложения как на с.89,
подбираются примеры на сложение с
переходом через десяток в одно и два
действия, простые и составные задачи,
аналогичные решенным. Обращается внимание
на затруднения учащихся, выявленные на
предыдущих уроках.
8-й урок - контроль усвоения (КУ), который
проводится в форме самостоятельной работы.
Текст предлагается на различных уровнях:
1)
На оценку "3" (минимум) -2 простые задачи
на сложение и вычитание, 8 примеров на
сложение с переходом через десяток и два-три
примера в два действия.
2)
На оценку "4" - 1 простая задача с
отношениями "на больше" (1-й вариант) и
"на меньше"(2-й вариант),1 составная
задача, 4 примера на сложение с переходом
через десяток, 2 примера в два действия.
3)
На оценку "5" - 2 составные задачи на
сложение и вычитание, 8 примеров на сложение
с переходом через десяток, 2 примера в два
действия.
Объём
заданий определяется с учётом уровня
знаний учащихся. При этом минимальный
уровень знаний должен быть достигнут всеми
учащимися.
9-й урок- урок коррекции знаний (Кор), т.е. работа над ошибками. В идеальном
варианте учитель должен вернуть работы
учащихся без исправлений ошибок, с
подчёркиванием тех мест, где они есть.
Учащиеся же сами должны их исправить под
руководством учителя. В зависимости от
психологических особенностей учащихся
учитель может разрешить некоторым из них
пересдачу.
Как видим, блок уроков при интегральной технологии обучения можно представить в виде нижеследующей таблицы 17 (УДЕ - укрупнение дидактической единицы, ПРО - планирование результатов обучения, ПсО - психологизация обучения):
Таблица 17
N урока |
Модуль изучения |
Основное направление |
Рекомендуемые методы и формы обучения |
1 |
ВП+ИНМ |
УДЕ, ПсО, ПРО |
Проблемное
обучение. Беседа. Наглядный метод. |
2 |
З |
ПРО, ПсО |
Самостоятельная
работа. Групповая работа. |
3 |
ИНМ (ДО) |
ПсО |
Самостоятельная
работа Метод целесообразных задач |
4 - 6 |
РДО |
ПсО |
Самостоятельная
работа. Групповая
работа. Индивидуальная работа. |
7 |
ОП |
ПРО |
Фронтальные формы работы. |
8 |
КУ |
|
Контрольная работа. |
9 |
Кор. |
|
Индивидуальная работа. |
В заключение отметим, что интегральная технология, осуществляемая внутри одного предмета, доступна большинству учителей и даёт, как правило, более высокие результаты. В то же время, под видом данной технологии нельзя изучать одновременно вопросы, не имеющие в основе общих принципов. В этом случае интегральной технологии просто не будет.