§ 6. Игры на уроках математики

В индивидуальном развитии ребенка игра имеет большое значение. В ней формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на окружающий мир, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте, в связи с началом учения в школе, игра и ее роль в развитии ребенка постепенно отодвигается на второй план. Ведущей деятельностью для него становится учение. Но это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. Игра на уроках приобретает иное содержание.

В обучении математике в начальной школе можно использовать сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами, рассчитанными на детское воображение (например, "Полет в космос" и др.). Часто эти сюжеты связываются с определенными ролями (капитан команды, члены команды, судья и т.п.). Такие сюжетно-ролевые игры повышают интерес к учебе в том случае, если их математическая сторона отчетливо выдвигается на первый план. В противном случае игра просто превращается в развлечение на уроках.

Сюжетно-ролевые игры больше всего используются на внеклассных занятиях. На уроках же учитель может построить всю работу так, чтобы ее ходом управлял какой-то персонаж ("К нам пришел Знайка, принес такие задания ... Мы с ним сегодня будем ...). При этом могут присутствовать и другие персонажи, играющие определенную роль. Эти роли могут сыграть и учащиеся.

Примеры таких игр достаточно публикуются в методических пособиях и журналах для учителя начальной школы.

На уроках математики применяются, прежде всего, так называемые дидактические игры. Используя потребность в игре, учитель предлагает детям такие действия с объектами, которые позволяют формировать у них определенные навыки (различные формы и цвета, обращение с числами и буквами, с определенными материалами и инструментами и т.д.), что оказывает определенное влияние на уровень усвоения знаний в процессе учебной деятельности.

Классификация дидактических игр может быть различной. Например, по характеру познавательной деятельности Т.К. Жикалкина их относит к следующим группам (34, с. 7-8).

1.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и другие.

2. Игры, требующие воспроизведения действий. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

И г р а. Лучший летчик (1 класс).

До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: "Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?" Далее обобщает: "Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И, прежде всего, он должен правильно вести расчеты".

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа: один из них правильный, другие неверные:

4  7  6

3  4  5

6  7  8

3+3

2+3

5+3

5  7  6

8  7  9

10  9  7

4+3

10-3

8+2

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию в правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выделяют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

3.Игры, с помощью которых дети изменяют пример и задачи в другие, логически связанные с ними.

И г р а. Математическая эстафета.

Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь. Обучение детей преобразованию одних примеров в другие.

С о д е р ж а н и е и г р ы. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:

10+5

10+9

10+7

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех возможных примеров. Цепочки примеров могут быть, например, такими:

10+5=15

5+10=15

15=10+5

15=5+10

15-10=5

15-5=10

10+9=19

9+10=19

19=10+9

19=9+10

19-10=9

19-9=10

10+7=17

7+10=17

17=10+7

17=7+10

17-7=10

17-10=7

Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав числа.

В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят название компонентов сложения, переместительное свойство сложения, название компонентов вычитания.

4.Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

И г р а. По какой тропинке ты пойдешь?

Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь. Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы.

С о д е р ж а н и е и г р ы. На выходные дни дети вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена (по какой из них можно пройти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1-я тропинка

9+14

14+9

23=14+9

23-14

23-9

2-я тропинка

5+17

17+5

22=17+5

22-14

22-5

Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу.

Примерами дидактических игр являются игры типа "Молчанка", "Магические квадраты", "Круговые примеры" и т.п. Перечень игр с краткими указаниями приводятся в программах начальной школы.

Развитие математических способностей учащихся невозможно без развития логического мышления. С этой целью учитель может использовать один из разновидностей дидактических игр - логические игры.

И г р а "И - ИЛИ". Для проведения игры учащиеся должны иметь по 4 одинаковых круга, треугольника, квадрата, прямоугольника красного, синего, желтого и белого цветов и таблицу, аналогичную рис. 53, где можно разместить эти фигуры.

Цель: подготовка детей кусвоению в дальнейшем поня-тий "пересечение" и "объединение" множеств, "разбиение" множества на классы; раскрытие смысла логических связок "и" и "или".

О п и с а н и е и г р ы. Требуется расположить фигуры так, чтобы в большем круге (Б) были все фигуры одной формы, например, квадраты, в меньшем (М) - все фигуры одного цвета, например, красные, а вне кругов - все остальные фигуры.

Следует ответить на вопросы, какие фигуры расположены:

1) в двух кругах одновременно (область 1); 2) в большем круге, но вне меньшего (область 2); 3) в меньшем круге, но вне большего (область 3); 4) вне кругов (область 4)?

Ответы выбираются из следующего перечня:

а) не красные квадраты; б) не красные не квадраты; в) красные квадраты; г) красные не квадраты.

О р г а н и з а ц и я и г р ы:

1.Для данного расположения фигур дается перечень ответов, из которых следует указать номер ответа на каждый из заданных вопросов.

2.Для иного расположения фигур ребенку самому надо составить ответы.

В первом и втором случаях вопросы одинаковые. Играть могут двое. Один размещает фигуры, второй отвечает. Делается это поочередно. Правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.

Эту игру можно проводить с группой учащихся. Ведущий располагает фигуры. Дети отвечают на те же четыре вопроса, записывая ответы. Затем ведущий собирает ответы и оценивает их. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.

И г р а "Х>У" (рис.54)

      У

Х

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Рис. 54

Ц е л ь: тренировка детей в усвоении понятия «больше», в заполнении и чтении таблиц.

О п и с а н и е игры: Заполнить таблицу (рис. 54) буквами И и Л в зависимости от того, истинное или ложное высказывание получается при подстановке в предложение х, у вместо переменных х и у их значений из множества 1, 2, 3, 4, 5.

К играм на уроках математики целесообразны следующие рекомендации:

1)Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед ними познавательную задачу, подготовить необходимое, сделать нужные записи на доске.

2)В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя и т.д.

3)Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

4)Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

5)На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема.

6)В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

7)В игре следует продумывать характер деятельности детей, организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной и красного - с другой стороны) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в ходе игры примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет - с ответом согласны, красный - нет).

8)В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения математике. В этом случае учитель в таблице на доске отмечает звездочками работу команд в течение урока. В конце урока он вместе с детьми подводит итоги соревнования. При подведении итогов соревнования следует отметить дружную работу участников команд. Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце.

С помощью игр на уроке учитель решает различные образовательные, воспитательные и практические задачи обучения. Многие упражнения на развитие математических способностей могут быть предъявлены в игровой форме.

Hosted by uCoz