§ 3. Закрепление изученного материала.

Приступая к закреплению новых знаний, учитель должен определить виды упражнений в тексте учебника и их дидактическую цель. Для первичного закрепления применяются пробные упражнения, для овладения навыками в стандартных условиях - тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию), для овладения навыками в нестандартной ситуации - творческие упражнения. Например, при изучении темы "Умножение двузначного числа на однозначное вида 23·4", пробным упражнением является: "Реши с объяснением: 12·5, 25·3", тренировочным: "Решите примеры 24·2, 13·3, 36·2, 17·5 и т.д.", творческим - задача: "Юннаты получили задание собрать 25 кг лекарственных трав, а собрали в 4 раза больше. Сколько килограммов лекарственных трав собрали юннаты?".

В зависимости от вида упражнений, учитель выбирает тот или иной прием закрепления.

При выполнении пробного упражнения, т.е. при первичном закреплении, где впервые применяются только что полученные знания, работа может проходить в такой последовательности:

1) учащиеся сначала объясняют, как и по каким правилам они будут выполнять действия, а затем решают один из примеров (12·5);

2) учащиеся второй пример 25·3 решают комментированием, где объяснения дают в ходе решения.

При овладении навыками в стандартных ситуациях, т.е. при выполнении тренировочного упражнения учащимся предоставляется большая степень самостоятельности. Учитель при этом рекомендует обратить внимание еще раз на объяснение решения примера 23·4 как на образец и направляет свое внимание на обучение сокращению записей. Вместо записей вида 36·2=(30+6)·2=30·2+6·2=60+12=72 он постепенно переводит на записи вида 36·2=30·2+6·2=60+12=72, 36·2=30·2+6·2=72, 36·2=60+12=72 и 36·2=72.

В ходе самостоятельной работы учитель контролирует результаты работы не забывая о том, что какой-то ученик должен остановиться сегодня на каком-то виде записи решения, т.е. кого-то надо "придерживать", а кого-то нужно поторопить ("сверхаккуратных" учащихся, которые там где могут устно, сидят и делают очень подробные записи). Результаты выполнения тренировочных упражнений проверяются всем классом.

На этом этапе закрепления учитель также может предложить некоторым учащимся карточки с образцами, с пропущенными в ходе решения числами, с инструкциями, где указаны алгоритмы и т.д.

При решении творческого упражнения (задачи) для овладения навыком умножения в нестандартной ситуации учитель может работать в такой последовательности:

1) предупреждает учащихся о том, что в этой задаче возможно встретиться изученный нами новый материал;

2) решают задачу: 25·4=80+20=100 (кг);

3) выясняют, с какой целью нам предложена такая простая задача, когда мы уже умеем решать куда более сложные.

Одним из эффективных приемов закрепления знаний на этом этапе является самостоятельное составление задач на изученное правило, прием вычисления и т.д. и последующее их решение с анализом выполненной работы.

Закрепление ранее изученных знаний на уроках математики может быть организована в следующих формах:

1) Актуализация опорных знаний, т.е. повторение тех ранее изученных вопросов, которые необходимы для изучения нового (см. метод целесообразных задач, алгоритмический метод обучения).

2) Текущее повторение, т.е. повторение на уроке ранее изученных знаний. При этом учитель:

а) использует упражнения, включенные в текст учебника для определенного урока;

б) в зависимости от ситуации заменяет эти упражнения своими (например, учащиеся допускают много ошибок при умножении чисел, а в учебник включены для текущего повторения упражнения на сложение и вычитание; в этом случае нужна целесообразная замена с примерами на умножение);

в) в ходе урока перед выполнением каждого упражнения, решения задачи проводит подготовительную работу, повторяя необходимый ранее изученный материал.

3) Итоговое повторение, т.е. повторение основных вопросов после изучения темы, раздела, в конце учебного года. Как правило, это повторение завершается проведением контрольных работ. Основные задания для такого повторения определяются перечнем основных знаний, умений и навыков, определяемых программой.

Приемы организации закрепления: форма подачи материала, формы контроля и т.п. разнообразны и подбираются учителем исходя из его реальных способностей, возможностей и стремлением к совершенствованию учебного процесса.

Большое значение для развивающего обучения имеют специальные уроки закрепления, которые проводятся в виде экскурсий, на пришкольном участке и т.п. В этом случае учителю необходимо:

1) заранее спланировать урок в календарно-тематическом плане;

2) при планировании урока продумать не только повторение пройденного, но и то, что нового они получат;

3) тщательно продумать систему заданий и заранее определить задания для каждого участника;

4) после выполнения заданий сделать анализ и подвести итог работы.

Hosted by uCoz