§ 12. Организация
обучения в малокомплектной школе.
Школы,
в которых учитель работает одновременно с
несколькими классами, называют
малокомплектными. Сочетание классов
определяется реальными условиями в самой
школе, и, в первую очередь, числом учащихся в
них.
Раскрывая
особенности организации начального
обучения математике в малокомплектной
школе, в методической литературе отмечают:(59,с.
72):
"Работа
учителя с несколькими классами в
малокомплектной школе имеет некоторые
особенности:
1)
учитель вынужден работать непосредственно
с классом половину (или менее) урока, а в
остальное время организовать
самостоятельную работу детей;
2)
внимание учителя распределяется между
двумя или тремя классами;
3)
при выполнении самостоятельной работы дети
лишены возможности получить немедленную
помощь со стороны учителя, так как учитель в
это время занят с другим классом;
4)
учащиеся вынуждены работать
самостоятельно при наличии помех со
стороны другого класса, так как в это время
в другом классе идет беседа, объяснение и т.п.;
5)
в малокомплектной школе учитель должен
ежедневно составлять планы и готовить
учебные материалы для 8 или даже 12 уроков.
Но
в работе учителя при одновременных
занятиях с несколькими классами имеются
свои преимущества по сравнению с работой
учителя с одним классом:
1)
число учащихся для одного учителя
небольшое, поэтому учитель имеет
возможность в течение урока опросить
каждого ученика, лучше изучить
индивидуальные особенности детей, хорошо
знать домашние условия, при меньшем числе
учеников меньше затрачивается времени на
проверку тетрадей;
2)
учащиеся старших классов имеют больше
возможностей для оказания помощи младшим,
так как они ежедневно в одно и то же время
находятся в одной классной комнате".
В
расписании уроков в малокомплектной школе
одновременно могут быть как сочетание
разных предметов (математика-чтение,
математика-природоведение), так и
одновременное проведение во всех классах
уроков математики. Опыт подтверждает
целесообразность последнего по следующим
причинам:
1)
в целях рационального использования
времени появляется возможность для
организации общей работы во всех классах.
Например, учитель записывает на доске числа
2, 4, 8, 13 и при проведении устного счета в 1
классе предлагает увеличить эти числа на 8,
а во втором классе - увеличить в два раза;
2)
одновременно в обоих классах можно
использовать одни и те же рисунки, чертежи,
наглядные пособия, технические средства
обучения;
3)
появляется возможность для использования
сильных учащихся старшего класса в
оказании помощи слабым учащимся младшего
класса, в организации контроля за их
работой;
4)
удается проводить однотемные уроки по
решению задач, примеров, уроков повторения,
контроля знаний с использованием
раздаточного материала.
При
проведении уроков в малокомплектнй школе
можно встретиться различным сочетанием
типов уроков. Например, в одном классе может
быть обобщение новых знаний, а в другом -
либо закрепление, либо проверка знаний. В
обоих классах может быть урок одного типа,
скажем, обобщения новых знаний. Наличие
разных сочетаний требует от учителя более
тщательной планировки урока. Вообще, при
планировании учитель учитывает следующие
положения (11, с. 48-50):
1)
тематический план должен быть составлен
подробно и не в отдельности для каждого
класса, а общий для всех классов с указанием
каждой темы, оборудования, материала для
повторения и т.д.;
2)
поурочный план должен быть составлен так,
чтобы изучение нового материала в одном
классе сочеталось с закреплением
пройденного в других классах;
3)
в поурочном плане учитель намечает время,
отводимое на каждый этап урока. При этом
больше времени отводится классу, где идет
изучение нового материала или тому классу,
где слабо развиты навыки самостоятельной
работы;
4)
с учетом уровня подготовки детей, степени
трудности материала, умения
самостоятельной работы и других факторов,
учитель планирует порядок сочетания видов
работ так, чтобы в ходе урока все учащиеся
были в поле зрения;
5)
работа с учителем планируется в тех случаях,
когда объясняется новый материал, при
первичном его закреплении, обобщении
изученных знаний (по теме, разделу),
проверки знаний и когда дается инструктаж к
выполнению самостоятельной работы;
6)
самостоятельная работа предлагается при
проверке домашнего задания, при подготовке
к изучению нового материала, при изучении
несложного нового материала; при
закреплении ранее изученного и нового
материала;
7)
для оптимальной организации урока
тщательно продумываются вопросы к учащимся,
отбираются упражнения и наглядные пособия,
оформление необходимых записей на доске,
наборном полотне, плакатах и т.д.
Схематично
план урока в малокомплектной школе можно
представить таким образом (таблица 18):
По
сравнению с обычным классом в
малокомплектной школе организация
самостоятельной работы учащихся требует от
учителя более тщательной подготовки.
Основной задачей становится формирование у
детей общих
приемов работы над математическим
материалом.
Таблица 18
Класс,
в котором будет сообщение новых знаний |
Класс, в котором будет закрепление знаний |
Тема:
... Цель урока: ... |
Тема:
... Цель урока: ... |
Х о д у р о к а |
|
1.
Самостоятельная работа (5 мин.) Задание
для подготовки детей к изучению нового
материала (устный счет). 2.
Работа с учителем (15 мин.)
Излагается новый материал и дается
задание для самостоятельной работы. 3.
Самостоятельная работа (15 мин)
Работа по учебнику с дидактическим
материалом или выполнение задания,
записанного на доске. 4.
Работа с учителем (10 мин.). 1)
Проверка самостоятельной работы. 2) Итог урока и задание на дом. |
1.
Работа с учителем (5 мин.).Дается
задание для самостоятельной работы по
закреплению знаний. (Решение примеров и
задач.) 2. Самостоятельная
работа (15 мин.).
Выполняется задание по ранее изученному
материалу. 3.
Работа с учителем (15 мин.) 1)
Проверка самостоятельной работы. 2)
Повторение материала. 3)
Задание для выполнения дома. 4) Решение задач с разбором. 5)
Задание для самостоятельной работы в
классе. 4. Самостоятельная работа в классе (10 мин.). Выполнение самостоятельной работы обобщающего характера. |
В
целях решения этой задачи полезно
придерживаться следующих рекомендаций (11, с.
50-51):
1)
перед тем, как учащиеся приступают к
выполнению самостоятельной работы, учитель
проводит инструктаж, где вместе с ними
намечается последовательность операций;
2)
для лучшего усвоения разработанной
последовательности операций полезно дать
каждому учащемуся справочные материалы,
памятки типа "Как решать задачу?", "Как
решать пример?" или же образцы выполнения
аналогичных заданий;
3)
в необходимых случаях учитель дает четкие
указания по оформлению работы, иногда с
образцами записи на доске решения одного
задания;
4)
чтобы проверить, правильно ли дети поняли
задание, можно предложить одному-двум
ученикам рассказать, как они будут
выполнять задание, или выполнить ученику
одно задание для образца на доске;
5)
если задание предлагается устно, то надо
записать его на доске хотя бы условно или
кратко указать номер задания и страницы из
учебника;
6)
для самостоятельной работы наряду с
учебником следует систематически
использовать тетради на печатной основе;
7)
полезно давать учащимся индивидуальные
самостоятельные работы, используя
различные дидактические материалы;
8)
результаты самостоятельной работы по мере
возможности в какой-либо форме должны быть
проверены на уроке;
9)
для формирования навыков самоконтроля
предлагая задания для самостоятельной
работы, следует постоянно выяснять, как
проверить правильность выполнения заданий,
и чаще предлагать выполнять задания с
проверкой.
Для
успешной организации самостоятельной
работы учителю будут полезными, а иногда
необходимыми:
а)
карточки - инструкции алгоритмического
характера: "26∙4=? Выполни действие.
Рассуждай: чтобы умножить двузначное число
на однозначное, надо:
1)
Заменить первый множитель. Заменяю 24.
Получаю сумму...
2)
Умножить каждое... Умножаю... получаю... и...
3)
Сложить полученные результаты... Складываю...
Получилось...
32∙4=?
Выполни действие. Рассуждай так же, как при
решении 26∙4".
б)
справочные материалы типа таблиц:
1
слагаемое
2 слагаемое
(3
+ 2)
+4
=9
-------------------------------------------------------
1 способ
1
слагаемое
2 слагаемое
(3
+ 2)
+4
=9
-------------------------------------------------------
2 способ
1
слагаемое 2
слагаемое 1 слагаемое
2 слагаемое
(3
+ 2)
+4= (3+4)
+ 2
=9
-------------------------------------------------------
3 способ
1
слагаемое 2 слагаемое
1 слагаемое 2
слагаемое
(3
+ 2)
+ 4= 3
+ (2+4)
=9
в)
инструктивные карточки-задания по
организации самостоятельной работы:
З
а д а ч а. Для дежурства в школьной столовой
девочки сшили 6 халатов и 6 передников,
расходуя на каждый халат по 3 м ткани, а на
передник по 2 м. Сколько ткани пошло на все
эти изделия?
1.
Прочитай задачу.
2.
Запиши задачу кратко в тетрадь, вставляя
нужные числа:
3.
Решение задачи запиши выражением:
□·
□ * □·□ = □
4. Запиши ответ: исрасходовали .... ткани.