Основные
выводы главы 4
Изучив
материал этой главы о принципах и методах
обучения, мы узнали следующее:
1.
С точки зрения развивающего обучения в
начальной школе важны следующие принципы
обучения математике: 1) современность
научно-идейного содержания; 2) интересное
преподавание; 3) активизация учения; 4)
сознательность обучения; 5) интеллектуально
- развивающее обучение; 6) обучение на
оптимально высокой степени трудности; 7)
прочность усвоения математических знаний,
умений и навыков; 8) индивидуализация
обучения; 9) интенсивное развитие
математических способностей; 10)
воспитывающий характер обучения
математике.
2.Методы
обучения классифицируются по разным
признакам. В теории и практике обучения
наиболее распространенным являются
классификации:
по
источнику приобретения знаний (словесные,
наглядные и практические);
по
формам деятельности учителя и учащихся (рассказ,
объяснение, самостоятельная работа);
по
характеру мыслительной деятельности (объяснительно-иллюстративные,
проблемно-поисковые, исследовательские);
по
видам умозаключений (индуктивные,
дедуктивные, метод аналогии).
В
начальных классах наиболее распространены
такие методы обучения:
1.
Рассказ и объяснение в обучении математике,
которые в основном применяются для
ознакомления учащихся с правильным
математическим языком и обучения слушать и
понимать его.
2.
Метод беседы в обучении математике, который
предполагает совместную деятельность
учителя и учащихся, когда учитель с помощью
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учащихся к усвоению тех или иных
знаний. В начальных классах применяются
вводная, повторительная и эвристическая
беседы.
3.
Экспериментально-практический метод -
метод, при котором на основе опыта и
наблюдений получают новые знания.
4.
Метод целесообразных задач.
5.
Алгоритмический метод обучения - метод, при
котором образцы ответов предлагаются в
виде алгоритма, т.е. списка конкретных
указаний.
6.
Проблемное обучение в начальных классах
можно использовать в трех вариантах:
проблема решения, проблема объяснения и
проблема применения.
7.
Метод работы с учебником.
Мы также выяснили, что выбор методов обучения определяется многими факторами: уровнем психолого-педагогической подготовки учителя, общими задачами обучения на конкретном этапе развития школы, содержанием учебных программ и учебников, уровнем подготовленности детей к усвоению данного материала, уровнем оснащения учебного процесса средствами обучения и др. При этом учитель должен исходить из следующих основных требований к методам обучения: 1) направленность метода на выполнение поставленной задачи, 2) научность, 3) доступность, 4) результативность.