§
9. Метод работы с учебником.
Успехи
в изучении математики на уроках и при
выполнении домашнего задания зависят,
прежде всего, от умений и навыков учащихся
работать с учебником. В начальных классах
начинается формирование этих навыков и его
сложность обусловлено еще и специфичностью
учебников.
В
учебниках 1-3 классов мало поясняющего
текста. Методический аппарат всех
учебников очень мал, появляется он
постепенно от класса к классу. Поэтому
здесь остро встает вопрос руководства со
стороны учителя. Если на уроках учитель с
этим справляется, то при выполнении
домашнего задания многие учащиеся не в
состоянии самостоятельно разобраться в
образцах записей, тексте задач и т.п.
Поэтому без помощи взрослых они не
обходятся. Следовательно, перед каждым
учителем возникает не менее важная
проблема: обучение учащихся самостоятельно
работать с учебником.
Система
работы с учебником, раскрывающая концепцию
авторов, обычно дается в соответствующих
методических пособиях. Учителю при
подготовке к урокам перед началом учебного
года необходимо:
-
внимательно изучить содержание программ и
учебников;
-
определить необходимую дополнительную
литературу;
-
определить основные направления работы по
обучению учащихся умению работать с
учебником и четко определить перечень
основных формируемых при этом умений и
навыков.
В
начальных классах учитель, организуя
работу с учебником, стремится сформировать
у учащихся отношение к учебнику как
руководству его учебной работой, помощнику
при самостоятельной работе в классе и дома,
воспитывает у них привычку искать ответы на
свои вопросы, прежде всего, в учебнике, и
лишь потом - у взрослых.
Начиная
обучение в любом классе, учитель знакомить
учащихся с принятыми в учебнике условными
обозначениями и их назначением. Ученикам он
объясняет расположение учебного материала,
упражнений для повторения, назначение
иллюстраций, справочного материала. Очень
важно научить детей находить нужные темы по
оглавлению или содержанию учебника, т.е.
учит их работать с библиографическим
аппаратом учебника. Все это относится также
и к другим учебным пособиям (дидактические
материалы, справочники и т.п.).
Всякая
работа с учебником начинается с
вступительной беседы учителя, где учитель
мотивирует необходимость той или иной
формы или приема работы, выделяет наиболее
существенное, дает, дает рекомендации по
использованию образцов записей, по
запоминанию необходимых правил, способов
решений.
В
зависимости от этапа урока, работа с
учебником может быть организована по-разному.
1.
Работа с учебником при изучении нового
материала
При
изучении новой темы в первом классе,
учащиеся работают по учебнику под
руководством учителя. Приемы и формы работы
определяются содержанием изучаемого
материала. Например, при изучении вычитания
12-9 (в учебнике имеется рисунок наборного
полотна), после вступительной беседы
учитель без своего объяснения у доски
просит учащихся воспроизвести на наборном
полотне (демонстрационном, индивидуальном)
то, что показано на рисунке и далее
переходит к обоснованию выбранных действий
и записи решения: 12-9=12-2-7=3. При изучении
свойства сложения (4+3)+2, учитель, в
зависимости от уровня подготовленности
класса, может выбрать одну из
последовательностей работы по учебнику:
1)
беседа по рисунку учебника,
воспроизведение действий на наборном
полотне и запись примера;
2)
работа на наборном полотне, запись примера
и закрепление беседой по рисунку.
Уже
в первом классе ученик должен уметь
объяснять назначение иллюстраций учебника:
почему они так нарисованы, что означает
каждое условное обозначение перед
примерами, что обозначают стрелки или
черточки в записях вида (4+3)+2, 13-5 и т.п.
Во
втором классе работа продолжается в том же
направлении. Здесь уже, с учетом
доступности материала для
самостоятельного изучения и готовности
учащихся к этому, учитель начинает вводить
самостоятельное изучение новых тем.
Например, при изучении вычитания столбиком
учитель просит учащихся прочитать
соответствующее объяснение в учебнике и
предлагает решить самостоятельно
пример (написан на доске). После этого
проверяет понимание объяснением решения у
доски. В том случае, если они не справляются,
он переходит к совместному изучению
материала.
В
третьем классе продолжаются эти же формы
работы, которые постепенно усложняются. В
процессе обучения умению работать с
учебником, учитель может использовать, в
частности, такие учебные работы:
-
нахождение в учебнике ответа на
поставленный вопрос и изложение его своими
словами;
-
самостоятельное выделение основных мыслей,
фактов;
-
составление плана изучения материала;
-
самостоятельное сравнение, обобщение и
классификация материала;
-
самостоятельное объяснение имеющихся в
учебнике образцов записи, рисунков и т.п.;
-
установление связей между отдельными
темами;
-
приведение новых, своих примеров,
относящихся к изучаемому материалу и т.д.
Эти
же виды работ учитель в более простой и
доступной форме должен стремиться
использовать в 1-2 классах.
2.
Работа с учебником при закреплении
материала
При
закреплении материала продолжаются те же
формы работы с учебником, что и при его
изучении. На данном этапе они еще более
конкретизируются.
При
решении задач учитель просит прочитать ее
про себя, выделить условие и вопрос. Потом
они вслух пересказывают содержание задачи
своими словами (можно без числовых данных)
представляя при этом реальную жизненную
ситуацию. После этого учащиеся выделяют
слова, которые можно использовать при
краткой записи, выполняют ее (у доски,
самостоятельно на местах). По завершении
всей работы над задачей, еще раз в ходе
фронтальной беседы повторяются все этапы
работы, отвечая на вопросы типа: "Почему
мы пересказывали задачу?", "Почему
выделили главные слова?", и т.п. При таком
подходе учащиеся учатся мотивировать свою
деятельность.
При
решении примеров учитель учит определять
виды упражнений (см. гл. 5, § 3) и их назначение.
Важно также научить учащихся
предварительно определить правила,
необходимые для выполнения упражнения,
находить аналогичные упражнения из ранее
изученных материалов. После выполнения
каждого упражнения ученик должен уметь
подводить итог выполненной работы.
Предлагая
учащимся домашнее задание, полезно с
учащимися составлять план его выполнения
по учебнику: что надо повторить, в какой
последовательности выполнять, на что
обратить внимание при решении задачи и т.п.
Результат деятельности в формировании навыков работы с учебником зависит от наличия навыков организации умственного труда у самого учителя.