§
8. Проблемное обучение в начальных классах
Процесс
обучения должен быть построен так, чтобы
ученику постоянно приходилось
преодолевать доступные его силам
препятствия. Только в этом случае возможно
развитие ученика, в том числе и его
творческих способностей. Такой подход
больше всего реализуется при использовании
такого метода обучения, как проблемное
обучение.
Проблемное
обучение заключается в создании перед
учащимися проблемных ситуаций, осознании
проблемы и последующем ее решении в
процессе совместной деятельности учащихся
и учителя.
В
дидактике разработаны различные способы
создания проблемной ситуации и постановки
учебной проблемы. В начальном обучении
математике часто возникают три варианта
проблем: проблема решения, проблема
объяснения и проблема применения.
Проблема
решения возникает в том случае, когда учащиеся
убеждены, что задания "похожего" типа
уже умеют делать, казалось бы владеют и
теоретическим материалом, а вот с решением
что-то не получается. Они сразу не замечают
существенного различия между старым и
новым заданием и продолжают работать "по
старинке".
Т
е м а: Деление двузначного числа на
однозначное.
Случаи деления вида 48:3 (2 класс).
До
начала изучения новой темы проводим
подготовительную работу: на конкретных
примерах повторяем правило деления суммы
на число; выясняем, в каких случаях это
можно сделать двумя способами (если каждое
слагаемое делится на это число), предлагаем
примеры вида 46:2, 86:2. После чего переходим к
новой теме. Проводим беседу: "Как мы
решили пример 86:2? (86 записали в виде суммы
разрядных слагаемых 80+6 и (80+6):2=80:2+6:2=43.)
Теперь решите пример 96:4. (Большинство пишут:
96:4=(90+6):4=90:4+6:4, но 90 и 6 на 4 не делятся. Они "заходят
в тупик", т.е. возникает проблема решения.)
Помогают ли в этом случае разрядные
слагаемые? (Нет.) В каких случаях сумму можно
делить на число? (Когда оба слагаемые
делятся на этом число.) А у нас 90 не делится
на 4, 6 не делится на 4. Подходит эта сумма? (Нет.)
Тогда для 96 какие слагаемые надо подобрать?
(Чтобы оба делились на 4.) Как это можно
сделать? (Можно так: 96=80+16.) Тогда как решим? (
96:4=(80+16):4=80:4+16:4=24.) Теперь сформулируем
алгоритм: чтобы разделить двузначное число
на однозначное: 1) двузначное число надо
представить ... (в виде суммы удобных
слагаемых); 2) потом ... (разделить каждое
слагаемое на однозначное число); 3)
полученные ... (результаты сложить и
записать ответ). Повторите".
Проблема
объяснения возникает в тех случаях, когда учащиеся
не знают новое математическое свойство,
правило и т.п., без которых они не смогут
обосновать какой-то новый прием вычисления,
хотя с примером могут и справится.
Рассмотрим это на примере темы: "Вычитание
числа из суммы" (1 класс).
Мы
должны убедить учащихся в том, что нам нужно
изучить новое правило, чтобы в будущем
смогли решить новые примеры. Проводим
беседу: "Решите пример 48+30, который
изучали раньше, с подробной записью и
объясните решение, используя нужное
правило (Решают и объясняют: 48 - это 40+8; чтобы
к сумме чисел 40 и 8 прибавить 30, мы к 40
прибавим 30, получим 70, затем прибавим 8,
получим 78; 40+30=(40+8)+30=70+8=78.
Теперь
решим пример 48-30. (Такой случай они изучают
через урок после данной темы и в
большинстве случаев не справляются.
Попутно возникает проблема решения.) Не
получается? Сравните: 48+30 и 48-30, что
изменилось? (Сложение на вычитание.)
Остальное сохраняется? (Да.) Вы диктуете
решение, я пишу
(48-30=(40+8)-30=10+8=18 ). Какое правило используем
для объяснения? (Ответа нет, т.к. это правило
только предстоит изучать. Возникает
проблема объяснения.) Оказывается, решить
пример еще мало, надо еще уметь его
объяснять. А у нас "не хватает" правил".
Далее
учитель объявляет тему и после ее изучения
возвращается к этому примеру и объясняют
его решение. При таком подходе усиливается
мотивация изучения темы, происходит
опережение в изучении тем, т.к. материал
последующего урока "Вычитание вида 48-30,
48-3" оказывается уже частично изученным.
Проблема
применения
возникает в тех в случаях, когда учащиеся
знают, что в математике есть знания, которые
можно применить в данной ситуации, но они
этого делать не умеют.
Т
е м а: Получение и обозначение долей (2 класс).
Учитель
заранее записывает на доске числа: 8, 14, 5, 12,
3/4, 2, 1/2 и предлагает учащимся написать в
тетради количество названных предметов
числами из этого ряда. Затем диктует: восемь
машин, пять яблок, две тетради, полбуханки
хлеба. Учащиеся пишут: 8, 5, 2, ... (тупик!). Они
утверждают - нельзя писать, учитель - можно,
здесь такое число есть! Возникает проблема
применения (короче - спор!). В конце учитель
говорит: "С этой задачей мы справимся,
если изучим новую тему!".
Проблема применения возникает больше всего при изучении геометрического материала, использовании готового алгоритма, памятки и т.п.