§ 5.
Экспериментально-практический метод
Метод,
при котором на основе опыта и наблюдений
получают новые знания, принято называть
экспериментально-практическим. При
использовании данного метода учитель
управляет деятельностью учащихся и
помогает мысленный образ рассматриваемой
ситуации выразить математически. Основное
внимание должно быть направлено не на
получение математического ответа, а на
формирование у учащихся обобщенного
способа решения задач данного вида.
Рассмотрим пример.
Т
е м а: Число 4. Сравнение чисел 3 и 4 (1 класс).
Нужно
сравнить числа 3 и 4. Покажем эти числа с
помощью кружков и квадратов. Положите в ряд
3 красных кружка, ниже во втором ряду 4
квадрата (один квадрат против кружка). Какая
фигура осталась без пары? (Один квадрат.) Как
это можно определить, не считая число
предметов? (Положив кружок на квадрат.)
Какой вывод можно сделать? (Квадратов
больше, чем кружков, значит 4 больше 3.) 4
больше 3, а наоборот как скажем? (3 меньше 4.)
Сделаем вывод: если число 4 больше 3, то 3
меньше 4. (Развиваем обратимость мышления.- А.А.)
Теперь нарисуем модель наших действий и
запишем ответы. С помощью учащихся нарисуем
схемы как на рис.51:
Рис.51
Затем
сделаем вывод: "чтобы сравнивать числа,
можно их показать точками, фигурами и
соединить попарно линией; там, где
останется фигура без пары, число будет
больше".
Обобщенным
способом сравнения чисел в пределах десяти
является установление соответствия между
множествами.
Экспериментально-практический
метод применяют в тех случаях, когда можно
легко сделать предметную модель
математической задачи и применить
измерения. Данный метод является основным
при изучении величин
и
геометрического материала.
Т
е м а: Литр (1 класс).
Для
рассмотрения нового материала учителю надо
заранее приготовить различные образцы -
литровую банку, кружку, а также посуду (банки,
ведра, кастрюли, стаканы).
Можно
начать урок с беседы, спросив у детей, кто из
них покупал молоко, чем отмеривал продавец
молоко. После этого перейти к показу литра и
практическим работам по измерению с
помощью литра вместимости различных
сосудов. Практические работы можно
провести в различных формах. Приведем
некоторые из них.
1)
Игра в магазин.
Один
из учеников назначается продавцом. В ведрах
налита вода. Несколько детей получают
бидоны и банки - они покупатели. По
требованию покупателей продавец наливает
им 1 л, 2 л, 3 л воды. Все остальные дети следят,
правильно ли отпускает продавец
воображаемое молоко.
2)
Предлагается измерить, сколько литров воды
вмещается в кастрюлю, банку и т.д. При этом
предварительно следует спросить детей, как
они думают, сколько литров вмещает тот или
другой сосуд. Пусть они запишут свое число,
а после измерения проверят, правильно ли
они определили, сколько воды вмещается в
тот или другой сосуд.
3)
Налить в одно ведро 5 л воды, а в другое - 3 л.
Как сделать, чтобы воды стало в ведрах
поровну? (Можно перелить 1 л воды из первого
ведра во второе, можно из первого ведра
вылить 2 л воды, можно во второе ведро влить 2
л воды.)
Учитель может выбрать некоторые упражнения из этих, может использовать свои, но важно, чтобы дети поупражнялись в отмеривании, измерении и определении емкости на глаз.