§ 3. Рассказ и объяснение в обучении математике

Методы рассказа и объяснения, в основном, применяются для ознакомления учащихся с правильным математическим языком и обучения слушать и понимать его. При этом учитель показывает образцы объяснения и

решения задач, примеров, формирует у учащихся умение объяснять материал в виде связного рассказа.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Устное изложение материала в виде рассказа должно быть конкретным, кратким и доступным. После рассказа учителя учащиеся повторяют его содержание по вопросам и без вопросов. Если это не удается, то учитель повторно рассказывает полностью или только фрагмент.

Т е м а: Деление вида 68:17 (2 класс).

Нужно найти частное от деления 68 на 17. Найдем, на какое число надо умножить делитель 17, чтобы получить делимое 68. Умножим 17 на 2 и запишем: 17·2=34, число 2 не подходит. Далее 17·3=51, число 3 не подходит, 17·4=68, число 4 подходит. Значит, 68:17=4. Теперь расскажите, как 68 делим на 17. (Учащиеся пересказывают рассказ учителя.)

 Для закрепления учащимся предлагаем задание: пользуясь такими же рассуждениями, решите пример 72:18.

Объяснение - более сложный вид рассказа. При этом встречающиеся утверждения должны быть доказаны, т.е. связи, зависимости должны быть раскрыты в доступной для учащихся форме. По окончании объяснения учитель вопросами проверяет уровень понимания и предлагает решить новые примеры.

Т е м а: Умножение вида 23·4.

Надо умножить 23 на 4. Раньше мы изучали умножение вида 20·4, 3·4 и поэтому для удобства число 23 представим в виде суммы разрядных слагаемых (на доске появляется начало записи 23·4=(20+3)·4=). В скобках у нас сумма чисел, ее надо умножить на 4. По правилу: "Чтобы умножить сумму на число, надо умножить на число каждое из слагаемых и полученные результаты сложить" - мы 20 умножим на 4, получим 80 и 3 умножим на 4, получим 12. Результаты сложим и получим 92 (на доске заканчивается запись:

23·4=(20+3)·4=20·4+3·4=80+12=92).

Вопросы для проверки понимания: 1. Какое правило мы использовали при умножении вида 23·4? (Умножение суммы на число.)

2. Восстановите последовательность действий при решении примеров такого вида. (1) Представим двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. 2) Каждое слагаемое умножим на однозначное число. 3) Полученные суммы сложим и запишем результат.)

Задание учащимся: Объясните аналогичным образом решение примеров 36·2, 13·4.

Hosted by uCoz