§
3. Рассказ и объяснение в обучении
математике
Методы
рассказа и объяснения, в основном,
применяются для ознакомления учащихся с
правильным математическим языком и
обучения слушать и понимать его. При этом
учитель показывает образцы объяснения и
решения задач, примеров, формирует у
учащихся умение объяснять материал в виде
связного рассказа.
Рассказ. Метод
рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала. Устное изложение
материала в виде рассказа должно быть
конкретным, кратким и доступным. После
рассказа учителя учащиеся повторяют его
содержание по вопросам и без вопросов. Если
это не удается, то учитель повторно
рассказывает полностью или только фрагмент.
Т
е м а: Деление вида 68:17 (2 класс).
Нужно
найти частное от деления 68 на 17. Найдем, на
какое число надо умножить делитель 17, чтобы
получить делимое 68. Умножим 17 на 2 и запишем:
17·2=34, число 2 не подходит. Далее 17·3=51, число 3
не подходит, 17·4=68, число 4 подходит. Значит,
68:17=4. Теперь расскажите, как 68 делим на 17. (Учащиеся
пересказывают рассказ учителя.)
Для
закрепления учащимся предлагаем задание:
пользуясь такими же рассуждениями, решите
пример 72:18.
Объяснение -
более сложный вид рассказа. При этом
встречающиеся утверждения должны быть
доказаны, т.е. связи, зависимости должны
быть раскрыты в доступной для учащихся
форме. По окончании объяснения учитель
вопросами проверяет уровень понимания и
предлагает решить новые примеры.
Т
е м а: Умножение вида 23·4.
Надо
умножить 23 на 4. Раньше мы изучали умножение
вида 20·4, 3·4 и поэтому для удобства число 23
представим в виде суммы разрядных
слагаемых (на доске появляется начало
записи 23·4=(20+3)·4=). В скобках у нас сумма
чисел, ее надо умножить на 4. По правилу: "Чтобы
умножить сумму на число, надо умножить на
число каждое из слагаемых и полученные
результаты сложить" - мы 20 умножим на 4,
получим 80 и 3 умножим на 4, получим 12.
Результаты сложим и получим 92 (на доске
заканчивается запись:
23·4=(20+3)·4=20·4+3·4=80+12=92).
Вопросы
для проверки понимания: 1. Какое правило мы
использовали при умножении вида 23·4? (Умножение
суммы на число.)
2.
Восстановите последовательность действий
при решении примеров такого вида. (1)
Представим двузначное число в виде суммы
разрядных слагаемых. 2) Каждое слагаемое
умножим на однозначное число. 3) Полученные
суммы сложим и запишем результат.)
Задание учащимся: Объясните аналогичным образом решение примеров 36·2, 13·4.