§ 2. Методы начального обучения математике

В процессе обучения математике главным вопросом для учителя становится вопрос: "Как учить?" - как учить, чтобы учащиеся усвоили полноценные знания, т.е. перед учителем возникает проблема методов обучения. Для ученика - "Как учиться?", чтобы успешно усвоить математику, т.е. для него возникает проблема учения. В конечном итоге для обоих одна проблема - проблема взаимодействия для достижения поставленной единой цели.

В педагогике под методами обучения понимают способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в процессе обучения. Методический прием - это отдельные операции, входящие в состав определенного метода обучения. Например, сравнение - методический прием, который может применяться и при использовании метода беседы, и при проблемном обучении и других. Таким образом, каждый метод обучения следует рассматривать как совокупность определенных методических приемов.

Методы обучения классифицируются по разным признакам. В теории и практике обучения наиболее распространенным являются классификации:

по источнику приобретения знаний (словесные, наглядные и практические);

по формам деятельности учителя и учащихся (рассказ, объяснение, самостоятельная работа);

по характеру мыслительной деятельности (объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские);

по видам умозаключений (индуктивные, дедуктивные, метод аналогии).

Эти методы обучения применяются и в начальном обучении математике. С методами обучения по видам умозаключений встретились в главе 2. В этой главе мы остановимся на других методах обучения.

Отметим, что ни один метод не применяется изолированно от других, ни один из них не может быть универсальным. К тому же, каждый метод обучения имеет специфику в зависимости от изучаемой темы. Поэтому конкретное их применение должно учитывать эту специфику.

Hosted by uCoz