§
2. Методы начального обучения математике
В
процессе обучения математике главным
вопросом для учителя становится вопрос: "Как
учить?" - как учить, чтобы учащиеся
усвоили полноценные знания, т.е. перед
учителем возникает проблема методов
обучения. Для ученика - "Как учиться?",
чтобы успешно усвоить математику, т.е. для
него возникает проблема учения. В конечном
итоге для обоих одна проблема - проблема
взаимодействия для достижения
поставленной единой цели.
В
педагогике под методами обучения понимают
способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся,
направленный на решение задач обучения,
воспитания и развития учащихся в процессе
обучения. Методический прием - это
отдельные операции, входящие в состав
определенного метода обучения. Например,
сравнение - методический прием, который
может применяться и при использовании
метода беседы, и при проблемном обучении и
других. Таким образом, каждый метод
обучения следует рассматривать как
совокупность определенных методических
приемов.
Методы
обучения классифицируются по разным
признакам. В теории и практике обучения
наиболее распространенным являются
классификации:
по
источнику приобретения знаний (словесные,
наглядные и практические);
по
формам деятельности учителя и учащихся (рассказ,
объяснение, самостоятельная работа);
по
характеру мыслительной деятельности (объяснительно-иллюстративные,
проблемно-поисковые, исследовательские);
по
видам умозаключений (индуктивные,
дедуктивные, метод аналогии).
Эти
методы обучения применяются и в начальном
обучении математике. С методами обучения по
видам умозаключений встретились в главе 2. В
этой главе мы остановимся на других методах
обучения.
Отметим, что ни один метод не применяется изолированно от других, ни один из них не может быть универсальным. К тому же, каждый метод обучения имеет специфику в зависимости от изучаемой темы. Поэтому конкретное их применение должно учитывать эту специфику.