§ 10. Выбор методов обучения.

Выбор методов обучения определяется многими факторами: уровнем психолого-педагогической подготовки учителя, общими задачами обучения на конкретном этапе развития школы, содержанием учебных программ и учебников, уровнем подготовленности детей к усвоению данного материала, уровнем оснащения учебного процесса средствами обучения и др. При этом учитель должен исходить из следующих основных требований к методам обучения: 1) направленность метода на выполнение поставленной задачи, 2) научность, 3) доступность, 4) результативность.

Остановимся на требовании результативности метода, которая зависит от психолого-педагогической и методической подготовки учителя. Метод, который дает хороший результат у одного учителя, у другого иногда не "срабатывает", или даже дает обратный результат. Причиной этого являются попытки слепого копирования того или иного метода без учета реальных условий, в которых находится сам учитель (методическая подготовка самого учителя, материальная база школы, оснащение учебного процесса средствами обучения и т.п.). По этой причине опыт многих учителей-новаторов с большим трудом находит дорогу в школу. Творчески работающий учитель "копирует" метод дифференцированно: берет наиболее ценное, реальное и далее развивает его применительно к своим условиям ("выбирает одежду по себе"). При этом он открывает новые возможности применения данного метода и, тем самым, обогащает педагогическую практику. Такие учителя в перспективе открывают новые горизонты деятельности для педагогической науки.

С учетом необходимости формирования общеучебных умений и навыков целесообразность применения некоторых методов обучения на разных ступенях работы с учебным материалом представим в виде таблицы 12.

Таблица 12

Метод обучения

Целесообразность применения

На каком этапе урока

Необходимые учебные умения и навыки учащихся

Объяснения материала учителем или рассказ.

1. При ознакомлении с теоретическим материалом типа сведений (правила порядка выполнения арифметических действий, ознакомление с терминами и т.п.).

2. При ознакомлении с некоторыми приемами вычислений (□+2 и т.п.).

3. При инструктаже по использованию инструментов (линейка, циркуль и т.д.).

Ознакомление с новым материалом.

Восприятие знаний в готовом виде (внимание, восприятие, логическое мышление, математическая речь).

Беседа.

В целях обеспечения необходимых условий для успешного усвоения изучаемого материала. Может быть применена в сочетании с другими методами.

Проведение подготовительной работы.

1. Восприятие знаний в готовом виде.

2. Умение выполнять анализ, синтез, выделять существенное.

3. Уметь сравнивать и делать выводы.

4. Математическая речь.

5. Память.

6. Умение работать с индивидуальными наглядными пособиями.

Эвристическая беседа.

1. При ознакомлении с математическими понятиями (число, арифметические действия и др.).

2. При ознакомлении с теоретическими знаниями типа закономерностей (свойства арифметических действий, связь между компонентами и результатом действий и т.п.).

3. При ознакомлении с вопросами практического характера, которые вводятся на основе теоретических знаний (вычислительные приемы, решение уравнений и др.). В этом случае чаще используется дедуктивный путь рассуждения.

Ознакомление с новым материалом.

1. То же, что и при использовании метода беседы.

2. Умение обобщать.

3. Навыки индуктивных и дедуктивных рассуждений.

4. Владение навыками сопоставления и противопоставления.

5. Гибкость мышления.

6. Обратимость мышления.

7. Свернутость процесса рассуждения.

8. Умение работать с учебными пособиями.

Метод самостоятельной работы (с учебником, наглядными пособиями и т.д.).

1. При ознакомлении с вопросами практического характера, когда учащиеся самостоятельно находят новые способы вычислений, решения задач на основе имеющихся знаний, т.е. когда используется экспериментально-практический метод.

2. При отработке навыка применения полученных новых знаний.

3. При текущем и итоговом повторении.

Ознакомление с новым материалом.

1. То же, что и в других методах обучения.

2. Навыки самостоятельной работы.

3. Умение работать по инструкции.

4. Навыки самоконтроля.

 

Остальные методы, описанные нами, применяются в сочетании с этими методами на любом этапе урока по мере необходимости.

Пользуясь данной таблицей учитель сможет выбрать тот или иной метод обучения в зависимости от характера изучаемого вопроса и от уровня развития общеучебных умений и навыков учащихся.

В реализации развивающего обучения с учетом принципа обучения на оптимально высокой степени трудности, целесообразен оптимальный, гибкий выбор методов обучения. Рассмотрим один из таких вариантов на примере темы "Умножение двузначного числа на однозначное вида 23·4" (2 класс).

Новый прием вычисления 23·4=(20+3)·4=20·4+3·4=80+12=92 может быть изучен следующими методами (расположены по мере снижения степени трудности):

1) самостоятельное объяснение решения примера в учебнике с соответствующими правилами и подтверждение его рассказам, используя приведенные в учебнике рисунки монет;

2) изучение алгоритмическим методом;

3) изучение с использованием наглядных пособий, например, учащиеся работают набором счетных палочек, связанных в пучок по 20 штук (Для облегчения этой работы пример 23·4 может быть заменен примером 13·4. В

этом случае, после используя метод аналогии придется вернуться к исходному примеру 23·4) или с монетами.

Учитель, независимо от подготовленности класса, начинает работу первым методом. Если большинство не справляются, то он переходит ко второму методу. Если же и в данном случае метод "не срабатывает", то переходит к третьему. После разбора темы наглядными пособиями начинается обратный процесс. Учитель снова рассматривает с учащимися данный прием, используя второй метод. При этом отрабатываются необходимая терминология и правило вычисления. После этого он просит учащихся объяснить решение примера в учебнике, т.е. закрепляет изученное, используя первый метод.

Отметим, что при таком подходе очень важен обратный процесс. Если учитель, применив третий метод, только научил решать такие примеры и не отработал последовательно второй и третий методы, то учащиеся останутся на низком уровне развития. Задача же учителя - подтягивать ученика к тому уровню знаний, который предусмотрен учебником. По данной теме учебник предполагает, что учащиеся сами должны уметь разобраться в данном приеме умножения, т.е. авторы имеют в виду, что сразу должен "сработать" первый метод обучения.

В заключение отметим, что оптимальный выбор методов и различных технологии обучения зависит, в первую очередь, от общего интеллектуального развития и гибкости мышления учителя.

Hosted by uCoz