Изучив
материал
этой главы мы
выяснили, что
основными
направлениями
работы
учителя в
развитии
математических
способностей
учащихся
являются:
1.
Развитие
внимания в
процессе
обучения,
которое
осуществляется
упражнениями
такого вида: 1)
определение
ходов в
простых
лабиринтах, 2)
лабиринты,
построенные
по принципу "дерева
решения", 3)
лабиринты с
указанием
движения в
виде "письма"
или
составления
письма,4)
упражнения
на развитие
объема
внимания, 5)
упражнения
на развитие
распределения
и
устойчивости
внимания.
2.
Обучение
восприятию и
умению
наблюдать
через
упражнения
на развитие
восприятия,
на
восприятие
формы, на
развитие
глазомера и
задачи с
несформулированным
вопросом, с
недостающими
данными, с
лишними
данными, с
взаимопроникающими
элементами,
нереальные
задачи.
3.
Развитие
воображения
на уроках
математики
используя
задания на
составление
фигур,
построение
фигуры из
заданных
фигур;
упражнения
на
формирование
способности
понимать
математические
термины,
взаимное
расположение
фигур,
распознавание
и выделение
определенных
геометрических
фигур из
общего числа
фигур,
деление
заданной
геометрической
фигуры,
составление
фигуры из
фиксированного
числа частей,
преобразование
и
перестраивание
геометрических
фигур,
отыскание и
пересчет
предметов,
представленных
в
завуалированном
виде,
восстановление
фигур или
предметов и
простейшие
задания по
топологии.
4.
Развитие
математической
памяти
используя, в
частности,
приемы
мысленного
составления
плана,
соотнесения,
реконструкции,
использования
стимулирующих
звеньев,
выделения
смысловых
опорных
пунктов. Для
развития
памяти
определенный
интерес
представляют
задачи с
лишними
данными,
нереальные
задачи,
задачи с
несколькими
решениями и
упражнения
типа
математические
слова,
цепочка слов,
повтори-ка,
зрительный
диктант.
5.
Развитие
математической
речи
учащихся
означает
развитие
звуковой
стороны речи,
словарную
работу,
формирование
культуры
математической
речи и
развитие
связной
математической
речи.
6.
Обучение
учащихся
свертыванию
процесса
рассуждения.
7.
Развитие у
учащихся
гибкости
мышления
используя
задачи с
несколькими
решениями, с
меняющимся
содержанием,
на
перестройку
действия и
другие
упражнения.
8.
Развитие у
учащихся
способностей
к
обратимости
мышления, под
которой
понимают
переключение
направления
мысли с
прямого на
обратный ход.
Здесь
полезны
соединение
анализа и
синтеза в
обучении,
решение
взаимообратных
задач,
использование
взаимообратных
опорных схем.
9. Развитие логического мышления учащихся.