Основные выводы главы 3

Изучив материал этой главы мы выяснили, что основными направлениями работы учителя в развитии математических способностей учащихся являются:

1. Развитие внимания в процессе обучения, которое осуществляется упражнениями такого вида: 1) определение ходов в простых лабиринтах, 2) лабиринты, построенные по принципу "дерева решения", 3) лабиринты с указанием движения в виде "письма" или составления письма,4) упражнения на развитие объема внимания, 5) упражнения на развитие распределения и устойчивости внимания.

2. Обучение восприятию и умению наблюдать через упражнения на развитие восприятия, на восприятие формы, на развитие глазомера и задачи с несформулированным вопросом, с недостающими данными, с лишними данными, с взаимопроникающими элементами, нереальные задачи.

3. Развитие воображения на уроках математики используя задания на составление фигур, построение фигуры из заданных фигур; упражнения на формирование способности понимать математические термины, взаимное расположение фигур, распознавание и выделение определенных геометрических фигур из общего числа фигур, деление заданной геометрической фигуры, составление фигуры из фиксированного числа частей, преобразование и перестраивание геометрических фигур, отыскание и пересчет предметов, представленных в завуалированном виде, восстановление фигур или предметов и простейшие задания по топологии.

4. Развитие математической памяти используя, в частности, приемы мысленного составления плана, соотнесения, реконструкции, использования стимулирующих звеньев, выделения смысловых опорных пунктов. Для развития памяти определенный интерес представляют задачи с лишними данными, нереальные задачи, задачи с несколькими решениями и упражнения типа математические слова, цепочка слов, повтори-ка, зрительный диктант.

5. Развитие математической речи учащихся означает развитие звуковой стороны речи, словарную работу, формирование культуры математической речи и развитие связной математической речи.

6. Обучение учащихся свертыванию процесса рассуждения.

7. Развитие у учащихся гибкости мышления используя задачи с несколькими решениями, с меняющимся содержанием, на перестройку действия и другие упражнения.

8. Развитие у учащихся способностей к обратимости мышления, под которой понимают переключение направления мысли с прямого на обратный ход. Здесь полезны соединение анализа и синтеза в обучении, решение взаимообратных задач, использование взаимообратных опорных схем.

9. Развитие логического мышления учащихся.

Hosted by uCoz