§ 7.
Обучение
учащихся
свертыванию
процесса
рассуждения.
В
психологии
под
свертыванием
процесса
рассуждения
понимают
сокращение
мыслительного
процесса, при
котором
постепенно "выпадают"
отдельные
звенья
рассуждения.
Если же
строго
логическое и
полное
рассуждение
изобразить в
форме Х→ А → В
→ С → У, где Х, У -
начало и
конец
рассуждения,
а А, В, С, -
промежуточные
звенья (правила,
алгоритмы и т.д.),
то свернутое
рассуждение
может иметь
такие формы,
как Х → А → У, Х →
В→ С → У и т.п., в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
человека.
Обучение
свертыванию
процесса
рассуждения
можно
представить
в следующей
последовательности:
1)
введение
математических
определений,
правил,
алгоритмов и
т.д. в строгом
соответствии
с психолого-педагогическими
и
методическими
требованиями;
2) их
запоминание
с помощью
различных
приемов; 3)
отработка
эталона
рассуждения;
4) переход к
свертыванию.
Содержание
первых трех
этапов в
достаточной
степени
известны
читателю, в
том числе и по
данной
работе.
Остановимся
на четвертом
этапе.
Рассмотрим
обучение
свертыванию
рассуждений
при изучении
темы: "Вычитание
числа из
суммы" (1 кл.). В
ходе
изучения
различных
способов
решения
примера (4+3)-2 с
учащимися
отрабатываем
следующие
рассуждения
с
параллельной
записью:
(4+3)-2=
(4-2) |
+3= |
2 |
+3 |
=5 |
|
||||
Говорим: "Чтобы
из суммы
чисел 4 и 3
вычесть
число 2, это
число
вычитаем из
первого
слагаемого
4.." и пишем: (4-2) |
Говорим: "..
и к
полученному
прибавим
второе
слагаемое
3.." пишем: +3 |
Говорим: ".. от 4
вычитаем 2,
будет 2"
пишем: 2 |
"прибавим 3" пишем: +3 |
"2+3 равно 5" пишем: =5 |
А |
В |
С |
Д |
Е |
Обозначим
через А, В, С, Д, Е
различные
звенья
нашего
рассуждения.
Последовательность
действий
учителя по
управлению
деятельностью
учащихся
можно
описать в
виде таблицы
9:
Таблица
9
Время |
Действия
учителя |
Действия
учащихся |
1
урок |
При решении
примеров
требует
повторить
рассуждение
по схеме А →
в → с → д → Е. |
Выполняют |
2
урок |
То же: 1) по схеме А →
в → с → Е; 2) по схеме А →
в → Е. При
выпадении
звена
рассуждений
учитель
говорит: "Пишем
молча!". |
Когда
выпадает
звено
рассуждения
1) Д, 2) с, Д, они
пишут молча. |
3
урок |
То же: а) по схеме А
→ С б) без
объяснений. |
То
же |
Отметим,
что
свертывание
рассуждения
в
зависимости
от
подготовки
класса может
наступить
раньше, а
может и позже,
и к тому же у
разных
учеников в
разное время.
Учитель
должен
ученикам все
время
разъяснять,
почему мы так
рассуждаем
по частям.
В
ходе
выполнения
упражнений,
решения
задач, надо
требовать,
чтобы
учащиеся
одновременно
объясняли и
писали. Если
же они
сначала
решают и
после
объясняют, то
в этом случае
отрыв речи от
практических
действий не
приводит к
свертыванию
процесса
рассуждения.
Изучаемое
при этом
правило "отрываясь"
от
упражнения
запоминается
формально и
скоро
забывается.
Само же
упражнение
выполняется
по шаблону и
логически
грамотного
рассуждения
не будет.
Мыслительный
процесс
считается
действительно
свернутым,
сокращенным
по таким
показателям:
1) быстрота, с
какой дается
ответ; 2)
отсутствие
пауз как раз
на тех
звеньях
рассуждения,
которые
выпадают; 3)затруднения,
которые
порой
испытывают
учащиеся,
когда
учитель
просит их
быстро дать
развернутое
рассуждение.
Исследованиями
психологов
установлено:
1)
У способных
учащихся
процесс
рассуждения
свертывается,
сокращается
быстро уже
при
первоначальном
объяснении
нового
задания;
2)
Средним
учащимся
этот процесс
дается с
определенной
трудностью.
Они обобщают
после
многократных
упражнений и
свертывание
у них
происходит
только после
выполнения
достаточного
количества
однотипных
упражнений.
3)
У
неспособных
учеников
свертывание
рассуждения
не
происходит
даже в
результате
многих
упражнений.
На первых
этапах
овладения
умением они
постоянно
путаются в
рассуждении,
которое с
помощью
учителя
закрепляется
с трудом. Ни о
каком
свертывании
на этих
этапах не
может быть и
речи, так как
сам процесс
рассуждения
еще
находится в
стадии
становления.
Да и в
дальнейшем
они
нуждаются
лишь в полном
составе
рассуждения.
Рассуждения
неспособных
учащихся
всегда
отличаются
излишней
развернутостью,
подробностью,
ненужной
деятельностью.
Их
рассуждения
не
отличаются
четкостью,
последовательностью,
логической
грамотностью.
На практике
свертывание
у них может
начинаться
лишь после
весьма
большого
числа
упражнений.
Таким образом, в ходе изучения математики процесс свертывания рассуждений должен быть управляемым со стороны учителя процессом. Это особенно важно в условиях развивающего обучения. Здесь опасны как преждевременное, без должного усвоения входящих в рассуждение операций, сокращение, так и "отставание" с сокращением рассуждения. Первое тормозит развитие логического мышления, математической речи и т.п., а второе - искусственно задерживает развитие ученика. Учитель должен на каждом уроке проводить целенаправленную работу в этом плане, и причем, так, чтобы убедить учащихся, зачем это им надо. Короче говоря, ученики должны четко представлять, что хочет от них учитель.