§ 6.
Развитие
математической
речи
учащихся.
Одна
из важных
задач
обучения
математике -
развитие
речи
учащихся. От
успешного
решения этой
задачи
зависит
формирование
у учащихся
умений
объяснять
учебный
материал.
На
уроках
математики,
как и на
других
предметах,
учитель
развивает
устную и
письменную
речь, к
которым
предъявляются
такие
требования
как
содержательность,
логичность и
последовательность,
ясность и
точность. Все
они
реализуются
в комплексе.
Рассмотрим
приемы
развития
устной речи,
к которым
относятся
работа над
звуковой
стороной
речи,
словарная
работа,
формирование
культуры
математической
речи и
развитие
связной
математической
речи.
Работа над
звуковой
стороной
речи сводится к
формированию
правильного
произношения
и
выразительного
чтения
математических
терминов и
любого
задания. Для
успешного
решения этой
задачи
учитель
должен
следить,
прежде всего,
за своей
речью, а затем
за речью
учащихся.
Полезно в
ходе устного
опроса
предлагать (фронтально
или
индивидуально
в каждом
классе и в
случае
необходимости)
упражнения
вида:
1.
Прочитайте
слова,
соблюдая
ударения: километр,
миллиметр,
выражение,
вычислить,
сложить,
наименование
и т.п..
2.
Прочитайте
правильно:
прибавить к 95,
вычесть из 89, к 139
прибавить 324 и
т.д.
Если
учащиеся
употребляют
падеж
неправильно,
учитель
помогает им,
читаем сам, а
затем просит
повторить
кого-нибудь
из учеников.
Так из урока в
урок он
приучает
детей
правильно
читать
математические
выражения.
3.
Пример 25-12 Коля
прочитал так:
"Из двадцать
пять вычесть
двенадцать".
Прав ли он?
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов.
1.
Упражнения
на
объяснение
значений
математических
терминов:
1)
объясните
значение
слов и
выражений:
уменьшаемое,
сложение,
разрядное
число,
разрядные
слагаемые и
т.д.;
2)
математическое
выражение 18·4
Сережа
прочитал: "18
взять 4". Как
надо
прочитать
это
выражение?
3)
выполнив
действие 18+2=20,
Наташа
ответила: "У
меня
получилось 20,
я сосчитала
правильно".
Правильно ли
она сказала?
При
составлении
упражнений
данного вида
следует
включать
больше
заданий на
применение
терминов.
2.
Упражнения
на
правильное
написание
терминов:
1)
запишите
слова,
вставив
пропущенные
буквы: нум..рация,
вы..таемое, ед..ница,
кил..грамм и т.д.;
2)
исправьте
ошибку в
записи слов: "вычеслить",
"дилить", "слажить"
и т.д.
3.
Упражнения
на
составление
правильных
связных
высказываний:
1)
прочитайте
предложения,
вставив
пропущенные
слова: "От
...слагаемых ...не
изменится", "Чтобы
к числу
прибавить
сумму, можно к
числу
прибавить ...слагаемое,
а потом к
полученному
результату ...второе
слагаемое";
2)
используя
данные слова
и выражения,
составьте
известное
вам правило: слагаемое,
сумма, найти,
вычесть,
неизвестное,
слагаемое,
другое, чтобы,
надо, из.
Упражнения
этого вида
направлены
на усвоение
правильной и
точной
формулировки
правил и
определений.
Формирование
культуры
математической
речи сводится
к устранению
грамматических
и
математических
ошибок, таких
речевых
недостатков,
как
неточность и
бедность
речи,
употребление
лишних слов,
неправильный
порядок слов
в
предложении
и т.п.
На
этом этапе
работы по
развитию
речи
достигается
ясность и
точность
речи. Полезны
упражнения
следующего
вида.
1.
Упражнения
на
устранение
грамматических
и
математических
ошибок:
1)
устраните
математические
ошибки в
тексте: "Чтобы
найти
неизвестное
число в
выражении □+2=8,
надо к 8
прибавить 2";
2)
на вопрос
учителя Коля
ответил так: "При
прибавлении
к цифре 5
числа 4 будет
9". Какие
ошибки
допустил
Коля?
3)
Сережа, решая
уравнение 8-х=3,
рассуждал
так: "Чтобы
найти х, надо из
большего
числа (8)
вычесть
меньшее (3) и
получим х:
х=8-3, х=5".
Правильно ли
рассуждал
Сережа?
2.
Упражнения
на
устранение
речевых
недостатков
подбираются
в основном
такие же, как
и на уроках
чтения,
только
используется
математический
материал. Их
можно
выполнять
как на уроках
математики,
так и на
уроках
русского
языка, что
усилит
межпредметные
связи. В
частности,
полезны
такие
упражнения:
1)
устраните
недостатки в
объяснении
ученика, если
его ответ на
вопрос "Как
сложить
числа 25 и 8?" был
таким: "К 25
надо
прибавить
сумму чисел 5
и 3. Заменим
второе число 8
суммой
удобных
слагаемых 5 и 3.
Удобнее к 25
прибавить
первое
слагаемое 5,
получим 30. К
полученной
сумме
прибавим
второе
слагаемое 3, т.е.
25+(5+3)=(25+5)+3=33";
2)
пример 295+12=307
Коля
прочитал так:
"К двести
девяносто
пять
прибавим 12 и
получим
триста семь".
Правильно ли
он прочитал?
Если
учащиеся
затрудняются
дать ответ,
учитель сам
читает
пример,
обращая
особое
внимание на
окончания
числительных,
а затем
просит
повторить
кого-нибудь
из учеников.
Упражнения
данного вида
довольно
сложны. Если
учитель
систематически
и
целенаправленно
работает в
этом
направлении,
то учащиеся
справляются
успешно.
Развитие
связной
математической
речи
осуществляется
в
соответствии
с
требованиями
методики
развития
связной речи
на уроках
чтения. Этому
этапу работы
более
серьезное
внимание
следует
уделять в 3
классе.
Полезны, в
частности,
упражнения
следующего
вида:
1.
Составьте
текст,
используя
набор
карточек со
словами и
выражениями:
1)
чтобы, на,
произведение,
двух чисел,
это, умножить,
число, можно,
умножить,
первый, число,
на, множитель,
число, на
второй, и,
полученное,
умножить,
множитель;
2)
4·(2·3), тогда (4·2)·3, 24, =, 8·3, =;
2.
Прочитайте
данные
предложения
в таком
порядке,
чтобы
получилось
связное
объяснение:
"Значит,
48:4=12. Это число 12.
Разделить 48
на 4 значит
найти число,
которое при
умножении на 4
дает 48".
3.
Закончите
объяснение:
"Чтобы
разделить
число 12 на
произведение
3·2, можно 12
разделить на 3
и ...".
В
зависимости
от
подготовленности
класса можно
составить
более
сложные
упражнения, в
которых
одновременно
нужно
вставить
пропущенные
слова и
устранить
непоследовательность
в тексте, т.е.
приведенные
выше
упражнения
могут быть
использованы
в различных
сочетаниях.
Развитие
письменной
математической
речи, в основном,
сводится к
развитию
умений
оформлять
решение
упражнений и
задач
различными
способами (см.
главу 7,§4).
В
развитии
письменной
математической
речи главным
требованием
остается
аккуратность
и
грамотность
записей. В их
оформлении
жесткая
регламентация
целесообразна
в начальный
период
обучения в 1
классе. По
мере
формирования
навыков
постепенно
учащимся
следует
предоставлять
определенную
свободу. Это
связано с тем,
что мышление,
являясь
непосредственным
отражением
действительности,
всегда
протекает с
опорой на
имеющиеся у
человека
знания и
поэтому оно
индивидуальное.
Стало быть, и
разным будет
и выражение
своих мыслей
в письменной
форме. Но это
не означает "всем
все
дозволено".
Ученики
должны знать,
что даже при
наличии
свободы
мыслей, в
некоторых
случаях
следует
придерживаться
общепринятых
правил и форм
записей.