§ 4.
Развитие
воображения
на уроках
математики.
Воображение
- это
психический
процесс, при
котором на
основе
переработки
материала
восприятий и
представлений,
полученных в
предшествующем
опыте,
создаются
новые образы,
ситуации,
предметы. В
обучении
математике в
качестве
новых
образов и т.п.
могут
служить:
новые
гипотезы,
которые
после
доказательства
превращаются
в правила;
новые
понятия,
фигуры,
формулы;
новые формы
рассуждений,
новые виды
задач и т.п.
В
обучении
математике
больше
проявляется
произвольное
воображение,
так как новые
образы или
идеи
возникают в
результате
запланированного
намерения
учителя и
ученика
вообразить
что-то
определенное,
конкретное.
Целенаправленное
развитие и
совершенствование
такого
процесса
может быть
эффективно
осуществлено
в ходе
изучения
математики
посредством
целесообразно
подобранных
упражнений.
Воображение
неотделимо
от внимания,
восприятия,
памяти,
мышления,
речи. Новые
мысли и
образы
возникают на
основе того,
что уже было в
сознании,
благодаря
умственным
операциям,
особенно
анализу и
синтезу.
В
своей
программе и
практических
разработках
С.И. Волков и Н.Н.
Столяров
рекомендуют
систему
заданий,
направленных
на
расширение
геометрических
представлений.
1.
Задания на
составление
фигур.
З
а д а н и е. Из 5
палочек
составь 2
одинаковых
треугольника
(рис. 27).
Учащиеся
по образцу
первой
строки (рис.27)
на второй
строке
должны
предложить
свои
варианты
решения.
Полезно
предлагать
учащимся
обратные
задания: из 4
палочек
построй
четырехугольник
и раздели его
на два
треугольника,
что
способствует
развитию
обратимости
мышления (гл. 3, §
9).
2.
Построение
фигуры из
заданных
фигур.
З
а д а н и е.
Вырежь 2 таких
треугольника
и 1
прямоугольник
(рис. 28). Составь
из них разные
треугольники,
прямоугольники.
Можешь ли
построить
домик?
3.
Упражнение
на
формирование
способности
понимать
математические
термины,
взаимное
расположение
фигур.
З
а д а н и е.
Отметь
красным
карандашом
точку,
которая
расположена
вне круга, но
внутри
квадрата (здесь
и далее по рис.
29). Отметь
синим
карандашом
точку,
которая
расположена
вне круга и
вне квадрата.
Отметь
зеленым
карандашом
точку,
которая
расположена
внутри круга,
но вне
квадрата.
Отметь
желтым
карандашом
точку,
которая
расположена
и внутри
круга и
внутри
квадрата.
4.
Распознование
и выделение
определенных
геометрических
фигур из
общего числа
фигур.
З
а д а н и е. Все
треугольники
на рис.30
раскрась
зеленым
карандашом, а
все
четырехугольники
- желтым.
Отгадай, что
спрятал
художник.
5.
Деление
заданной
геометрической
фигуры.
Раздели
нарисованный
прямоугольник
на 2
треугольника;
на квадрат и 2
прямоугольника;
на 2
пятиугольника
и 2
треугольника
и т.д.
6.
Составление
фигуры из
фиксированного
числа частей.
З
а д а н и е.
Справа из
пяти частей
выбери и
отметь
крестиками
такие части,
из которых
можно
составить
фигуру,
данную на
образце
слева (рис 31).
З
а д а н и е.
Составь
палочками
такую же
фигуру из
пяти
квадратов.
Переложи 3
палочки так,
чтобы стало 4
равных
квадрата (рис.32).
Нарисуй их.
8.
Отыскание и
пересчет
предметов,
представленных
в
завуалированном
виде.
Пересчитай
круги и
запиши в
правом
квадрате,
сколько их (рис.33).
При
выполнении
задания
найденный
круг можно
зафиксировать
по разному:
ставить
точку,
крестик и т.п.
9.
Простейшие
задания по
топологии.¹
З
а д а н и е. Не
отрывая
карандаша от
бумаги и не
проводя одну
и ту же линию
дважды,
нарисуй эти
фигуры (рис.34).
10.
Восстановление
фигур или
предметов.
З
а д а н и е.
Сколько
фигур можно
составить,
похожих на
образец (рис.35).
Запиши
парами
номера
частей.
Рис. 35