§ 10.
Развитие
логического
мышления
учащихся
Логическое
мышление - это
способность
человека
рассуждать в
представлениях,
суждениях,
понятиях в
соответствии
с законами
логики. Все те
компоненты
математических
способностей,
о развитии
которых мы
говорили
выше, служат
основой для
развития
логического
мышления.
Система
работы
учителя по
развитию
логического
мышления
строится на
этой основе с
учетом
логических
приемов и
форм
мышления.
Учитель
должен учить
не только
готовым
образцам
логических
рассуждений.
Ему важно
показать, а
далее и
научить, как
одна мысль
вытекает из
другой, как
рационально
строится то
или иное
рассуждение,
как и что
запоминать и
как выводить
одно
рассуждение
из другого.
Учитель
всегда
должен
объяснять,
почему и
зачем мы
рассуждает
таким
образом, т.е.
должна быть
постоянная
мотивация
деятельности.
Важно
показать
учащимся, как
именно он сам
воспринимает,
воображает,
наблюдает,
запоминает,
рассуждает, т.е.
по-
казать
свою "лабораторию
мышления".
В
развитии
логического
мышления
учителю надо
избегать
следующих
ошибочных
мнений:
1)
чем больше
решаешь
задачи, тем
лучше
развивается
логическое
мышление;
2)
решение
задач и
примеров
само собой
развивает
логическое
мышление,
следовательно,
и
способности;
3)
главное -
чтобы умели
решать, а
объяснения -
потом.
В
развитии
логического
мышления
важно не
количество, а
качество
решения; его
не будет без
развития
математической
речи. Уже эти
факты
говорят о
необходимости
целенаправленной
и
систематической
работы по
развитию
логического
мышления и в
конечном
свете
математических
способностей
учащихся.
Для
развития
логического
мышления,
кроме
рассмотренных
в §§ 2-8, можно
использовать
и такие виды
упражнений.
1)
Анализ с
мысленным
расчленением
объекта на
составные
элементы.
З
а д а н и е.
Нарисуй
справа по
точкам такую
же лесенку.
как и слева (рис.39).

2)
Сравнение
предметов с
указанием
сходства и
различия,
добавление
недостающих
элементов.
Например,
рассмотри
пары
предметов,
дорисуй у
второго
предмета то,
чего не
хватает (рис.40).
3)
Обобщение,
где
требуется
или
продолжить
приведенный
ряд
предметов
или найти и
дорисовать
недостающий
предмет:
а) Не нарушая
закономерности,
заполни
пустые
клетки (рис.41):

б) Продолжи
ряды чисел:
2, 4, 6, ., ., .
1,
5, 9, ., ., .
4).
Проведение
классификации
предметов,
геометрических
фигур и т.д. с
выделением
разных
признаков
предметов:
а) Раздели
числа 11, 40, 23, 50, 34, 97 на
две группы по
какому-либо
признаку.
б) Раздели
нарисованные
фигуры на две
группы (рис.42).

в) Раздели
примеры:
17+6=
9+13= 19-8=
12-5=
15+4=
6-4= 11-7=
16+6=
2+7=
18-5= 16-3=
9+8=
на две
группы так,
чтобы в
каждой
группе
примеры были
чем-то похожи.
Постарайся
найти
несколько
вариантов
выполнения
задания.
5)
Введение
комбинаторных
задач.
Комбинаторика
- раздел
математики, в
котором
изучаются
вопросы о том,
столько
различных
комбинаций,
подчиненных
тем или иным
условиям,
можно
составить из
заданных
объектов.
Задачи,
связанные с
этим
разделом
математики
принято
называть
комбинаторными.
В жизни мы
встречаемся
с
комбинаторными
задачами
почти на
каждом шагу и
поэтому
более раннее
приобщение к
ним учащихся
имеет
большое
значение.
В
начальной
школе, в
частности,
могут быть
предложены
такие
упражнения:
а)
На столе
стояли 2
блюдца и 3
чайные чашки (рис.43).
Сколькими
способами
можно
составить
пару (чашка и
блюдце) для
чая?
б)
У Толи есть 2
книги, у Саши 1
книга, а у
Лены - 3 книги.
Сколько книг
у каждой пары
учеников?
Сколько
таких пар?
Сколько
всего книг у
трех детей?
При
решении
таких задач
учащиеся в
основном
пользуются
методом
перебора.
Например, в
задаче с
чашками они
предварительно
обозначают
буквами:
блюдца - А, Б,
чашки - В, Г, Д и
составляют
всевозможные
пары: А - В, А - Г и
т.д. После
подсчитывают
число пар и
отвечают на
вопрос
задачи.
В
тех случаях,
когда в
задаче
встречаются
более двух
предметов и
приходится
составлять
большое
число
комбинаций,
учащиеся не
всегда
находят все
возможные
варианты.
Чтобы
устранить
этот
недостаток,
при решении
комбинаторных
задач
полезно
оформить
решение в
вида графа (рис.44
а).Например,
решения
вышеприведенных
задач можно
было бы
оформить в
виде рис.44, по
которому
читатель без
труда
определит
методику их
составления.

Рис.44
а)
Ответ: 6
способов.
б)
Ответы: 3, 4 и 5
книг, 3 пары, 6
книг у троих.
6) Логические задачи, т.е. задачи, которые решаются в основном только логическими рассуждениями играют очень большую роль в развитии логического мышления хотя бы потому, что для них нет стандартных способов решения. Например, в задаче: "Из школы вышли 5 учеников - Витя, Галя, Толя, Лариса и Миша - и пошли друг за другом. Известно, что Толя идет впереди Миши, А Витя позади Ларисы. Подпиши, кто идет первым, вторым, последним". Наиболее рациональным будет решение с помощью графа (рис.45). Если отношение "Х впереди У" нарисовать стрелкой и учитывая, что к каждой точке идет только одна стрелка, (по условию - идут друг за другом), легко получить один из ответов задачи - ребята идут так: Лариса, Витя, Толя, Миша, Галя.

Рис.45
Другие
виды заданий
на развитие
логического
мышления
можно найти в
дополнительной
литературе
для учителя и
учащихся.
Одним
из приемов
развития
логического
мышления
является
использование
тестов,
которые
широко
внедряются в
практику
обучения. Они
развивают
математические
способности
в комплексе. В
начальных
классах
можно
использовать
следующие
виды тестов.
1.
Словесные
тесты.
а) Исключите
лишнее слово:
АВД
ЕАСЛГАМОЕ
ИРТ
СНАРЗОТЬ
ЛОТС
Ответы: стол,
разность.
б) Вставьте
слово,
которое
служило бы
окончанием
первого
слова и
началом
второго:
СМО
(...) КО (Ответ:
ТРИ)
2.
Числовые
тесты.
а)
Вставьте
недостающее
число (рис.46).

Рис.46
б) Вставьте
пропущенное
число:
18
(96) 24
23
(..) 13
13.
Зрительно-пространственный
тест.
а) Нарисуйте
недостающую
фигуру (рис. 47).

б) Исключите
лишнюю
фигуру (рис. 48).
Тесты можно предложить вначале урока для мобилизации учащихся на работу, в ходе урока - между упражнениями для активного отдыха.