§1. О
математических
способностях
учащихся
Необходимость
повышения
уровня
математического
развития
школьников,
их
математической
культуры
требует от
учителя
целенаправленного
развития у
них
математических
способностей.
Без наличия
этих
способностей
трудно
говорить о
полноценной
математической
деятельности.
Это не
означает, что
для
успешного
изучения
математики
должны быть
врожденные
математические
способности.
Психологи
единодушно
стоят на той
точке зрения,
что каждый
нормальный и
здоровый в
психическом
отношении
школьник
способен
овладеть
учебным
материалом и
тем самым в
процессе
этой
деятельности
приобрести и
развивать те
или иные
способности.
Это касается
и математики.
Обучение
математике
должно у
учащихся
формировать
математические
способности
на доступном
для каждого
школьника
уровне.
Специальная
и
систематическая
работа по их
развитию
должна
облегчить
понимание и
достаточное
усвоение
математического
материала.
Развивая
математические
способности
учитель
формирует и
элементы
способностей
к другим
смежным
видам
деятельности.
Например, без
наличия
способностей
к
обратимости
мыслительного
процесса
невозможно
прививать
учащимся
способности
к
самоконтролю
своей
деятельности.
В то же время
наличие
математических
способностей
еще не
гарантирует
успеха, а их
отсутствие -
неудачи в
усвоении
математики.
Все зависит
от многих
факторов, в
особенности
от желания и
умения
трудиться.
Известный
математик А.Н.Колмогоров
часто
напоминал о
том, что
школьную
математику,
при хорошем
руководстве
учителем и
наличии
хороших
учебников,
способен
усвоить
любой
человек с
обычными
средними
способностями.
Для
целенаправленной
и успешной
работы по
развитию
математических
способностей
учитель
должен иметь
о них
целостное
представление.
В свое время
психолог,
профессор В.А.Крутецкий,
исследуя
вопросы
математических
способностей
школьников,
определил
общую схему
структуры
этих
способностей
в школьном
возрасте (48,с.385-386):
1.Получение
математической
информации
а)
Способность
к
формализованному
восприятию
математического
материала,
схватыванию
формальной
структуры
задачи.
2.
Переработка
математической
информации
а)
Способность
к
логическому
мышлению в
сфере
количественных
и
пространственных
отношений,
числовой и
знаковой
символики.
Способность
мыслить
математическими
символами.
б)
Способность
к быстрому и
широкому
обобщению
математических
объектов,
отношений и
действий.
в)
Способность
к
свертыванию
процесса
математического
рассуждения
и системы
соответствующих
действий.
Способность
мыслить
свернутыми
структурами.
г) Гибкость
мыслительных
процессов в
математической
деятельности.
д)
Стремление к
ясности,
простоте,
экономности
и
рациональности
решений.
е)
Способность
к быстрой и
свободной
перестройке
направленности
мыслительного
процесса,
переключению
с прямого на
обратный ход
мысли (обратимость
мыслительного
процесса при
математическом
рассуждении).
3.
Хранение
математической
информации
а)
Математическая
память (обобщенная
память на
математические
отношения,
типовые
характеристики,
схемы
рассуждений
и
доказательств,
методы
решения
задач и
принципы
подхода к ним).
4.
Общий
синтетический
компонент
а)
Математическая
направленность
ума.
В начальных
классах все
эти элементы
начинают
только
развиваться.
Это
пойдет по
правильному
пути, если
учитель
знает
практические
приемы их
развития
Более
конкретно с
содержанием
этих
положений мы
встретимся в
дальнейшем
изложении.
Поясним те
термины, на
которых
специально
останавливаться
не будем.
Формализованное
восприятие
математического
материала
означает
умение
быстро
схватывать в
конкретной
задаче или в
математическом
выражении их
формальную
структуру,
когда
числовые
данные,
конкретное
содержание
на время
выпадают и
остаются
связи между
ними. По ним
ученик
определяет, к
какому типу
задач
принадлежит
рассматриваемая
задача (например,
...эта задача
на
разностное
сравнение, т.к.
сказано "на
сколько
больше?").
Ученики с
различными
математическими
способностями
получают из
задачи
информацию
различного
характера.
Главное -
каждый из них
должен
научиться
извлечь из
данных
условий
задачи
максимально
полезную для
ее решения
информацию.
Способность
мыслить
математическими
символами
нужно
понимать так:
математическую
запись типа
(4+3)-2=2+3=5 ученик
должен уметь
читать
непросто "4
плюс 3 минус 2
равняется 2
плюс 3
равняется 5", а
так: "что-
бы
из суммы 4 и 3
вычесть
число 2
сначала из
первого
слагаемого 4
вычитаем это
число 2,
получим 2 и к
полученному
результату
прибавим
второе
слагаемое 3,
получим 5". При
этом в первую
очередь
развивается
математическая
речь и,
следовательно,
математическое
мышление.
Математическая
направленность
ума
понимается
как
математическая
одаренность.
Для таких
детей
свойственно
воспринимать
многие
явления
действительности
через призму
логических и
математических
отношений.
Научными
исследованиями
психологов
особенностей
математических
способностей
у детей
младшего
школьного
возраста под
руководством
профессора В.А.Крутецкого
получены, в
частности,
следующие
выводы (30, с.39-40):
1)
Способные к
математике
учащиеся
условия
задачи
хорошо
воспринимают
при
использовании
и анализа, и
синтеза,
умеют
обобщать
математический
материал,
обладают
гибкостью
мышления.
Способности
к
свертыванию
расссуждения,
умение
выбирать
рациональное
решение,
память в
начальный
период
обучения
развиты
недостаточно.
Но по мере
обучения и их
развития эти
недостатки
постепенно
устраняются.
2)
У
малоспособных
учащихся
вышеперечисленные
компоненты
математических
способностей
- на низком
уровне.
Математическая
память,
способность
к
свертыванию
рассуждений
почти не
обнаруживаются.
Их
сформировать
на
удовлетворительном
уровне можно
только в
результате
упорного,
настойчивого
и
систематического
труда
учителя и
учащегося.
Для
успешного
развития
способностей
учащихся
учителю надо
конкретно и
четко
представлять
себе
структуру
этих
способностей,
условия
формирования
и способы их
развития в
процессе
обучения. Это
- необходимое
условие для
развития
математических
способностей.
Следует
признать, к
сожалению,
что зачастую
учителя
берутся за их
развитие не
учитывая эти
положения.
Это является
одной из
причин того,
что к
постепенно
мы теряем
часть
способных к
математике
школьников.