§2.Передовой опыт и различные системы обучения

В 70-90 годы, в связи с усилением внимания к психолого-педагогическим проблемам обучения, развитию способностей детей, появились различные системы и программы обучения в начальной школе. Получил широкое распространение передовой педагогический опыт.

Опыт работы С.Н.Лысенковой.

Анализируя опыт работы московской учительницы начальных классов С.Н.Лысенковой, работающей по традиционной программе, психолог Д.Б.Богоявленская отмечает, что "по словам самой учительницы её опыт держится "на трех китах": 1) опорных схемах: 2) комментированном управлении, переходящем в комментированное доказательство: 3) экономии времени на уроке" (18, с.78).

Основой всей системы С.Н.Лысенковой является экономия времени на уроке. Это достигается за счет трех факторов: 1) рационального ведения урока и дисциплина за счет изучения на уроке параллельно двух тем (идея опережающего обучения); 2) применение опорных схем как внешнего способа организации мыслительной деятельности; 3) равноправное сотрудничество в учебном процессе.

С.Н.Лысенкова в анализе трудностей обучения повторила в общих чертах основные моменты, составляющие концепцию поэтапного формирования умственных действий. Опорные схемы как бы служат ориентировочной основой действия. Переход действия от материального или материализованного этапа в мысленный план проходит через этап речи вслух, а затем про себя. Она уделяет серьезное внимание первоначальному проговариванию нового материала хором, что обеспечивает участие в этом процессе каждого. Основным приемом при этом являются комментированное управление и комментированное доказательство, благодаря которым достигается осознанное усвоение учебного материала.

Опыт работы Ш.А.Амонашвили.

В опыте работы грузинского ученого и педагога Ш.А.Амонашвили, научно обоснованы и проверены в школьной практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности младших школьников и гуманизации знаний.

В своей системе работы Ш.А.Амонашвили считает основными следующие положения (75,с.49-58):

1. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора(ребенок сам выбирает игру, свободно в неё включается и так же свободно из неё выходит, без принуждения со стороны взрослого).

2. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией (развитие чувства свободного выбора, потребностей и мотивов, интересов, наблюдательности, памяти, воображения, внимания, воли и т.п.). Этому способствует прежде всего сотрудничество педагога с ребенком и обучение на грани предельных возможностей физических и психологических сил.

3. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни.

Интересным в его опыте, в частности, является определение темы урока не как математическую, а как познавательную, развивающую. При этом математический материал остается как бы инструментом для реализации этой цели. Например, тема урока: "Дальнейшее развитие познавательного интереса и положительного отношения к учению на материале математики", материал урока: "Математические задания на внимательность; примеры на дополнение однозначного числа до 10 и двузначного до 20; способ сложения и вычитания с переходом через десяток; задание на самостоятельное составление примеров" (3, с.145).

Дидактическая система Л.В.Занкова.

В целях практической реализации развивающего обучения под руководством ученого-психолога и педагога Л.В.Занкова была разработана новая, отличная от традиционной, система обучения. В основу этой системы положены следующие дидактические принципы (38,с.114-120):

1. Обучение на высоком уровне трудности, т.е. учебный материал и методы его изучения должны быть таковыми, что перед школьниками постоянно должны возникать препятствия, преодоление которых и усиливает их развитие.

2. Ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении, т.е. формирование навыков должно произойти на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.

3. В изучении программного материала идти вперед быстрым темпом, т.е. не "засиживаться" на многократных и однообразных повторениях пройденного.

4. Осознание школьниками процесса обучения.

5. Целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

В программе для 1-3 классов по математике выделяется три уровня, имеющих разную смысловую нагрузку в процессе обучения:

1-й уровень - материал, подлежащий прочному усвоению в пределах начального обучения.

2-й уровень - материал, который с одной стороны углубляет осознание материала первого уровня, а с другой - закладывает основу для овладения знаниями в последующих этапах обучения (например, уравнения и их решение).

3-й уровень - материал для расширения математического кругозора учащихся (например, римская нумерация).

В программах по системе Л.В.Занкова появляются вопросы, которые отсутствуют в традиционных. В ней решаются такие проблемы, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.

Методическая разработка данной системы обучения описана методистом И.И.Аргинской в пособиях "Обучаем по системе Л.В.Занкова (1991-96 гг.), являющихся руководством для работы по её же учебникам.

Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Данная система обучения существенно отличается от традиционной системы и системы Л.В.Занкова прежде всего своим подходом к обучению: "участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Но для этого обучение необходимо начинать не с усвоения способа решения элементарных задач (что характерно для традиционной начальной школы), а с усвоения ребенком общих принципов решения задач определенного класса (орфографических, вычислительных и т.п.)" (68,с.2).

В качестве стержня программы развивающего обучения в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по математике выбрано измерение величин. В основу программ и учебников положена логика восхождения от абстрактного к конкретному. Математические понятия формируются у младших школьников на основе содержательного обобщения (см. гл.2, § 4).

В этой системе числа вводятся только после изучения отношений равенства-неравенства величин, сложения и вычитания величин. Изучаются такие понятия, каких нет в других системах: направленная величина, положительные и отрицательные числа, действия над ними: десятичные дроби, действия над ними: рациональное число.

Учебно-методические пособия и учебники по данной системе, разработанные Давыдовым В.В. Александровой Э.А. Микулиной Г.Г. Горбовым С.Ф. Савельевой О.В. Захаровой Г.М. Фещенко Т.И., реализуют принципы развивающего обучения в учебной деятельности.

Дидактическая система П.М.Эрдниева.

Многолетнее исследование проблемы усовершенствования математического образования позволило профессору Калмыцкого ГУ П.М.Эрдниеву сформулировать положение о необходимости обучения методом укрупнения дидактических единиц усвоения. Это "достигается следующими конкретными путями: одновременным изучением сходных понятий (прием обобщения); одновременным изучением взаимно-обратных действий (прием обращения); преобразованием математических упражнений; творческими упражнениями (составление задач учащимися); решение взаимообратных задач, матричными упражнениями" (105,с.3-4). Отметим, что некоторые из этих идей были реализованы в свое время при пересмотре традиционной программы и учебников. Эксперименты по программам и учебникам П.М.Эрдниева показали их доступность, дали возможность сократить время усвоения программного материала.

Отметим, что метод укрупнения дидактических единиц усвоения применяется и в интегральной технологии обучения (см.гл.5, §9).

Поэтапное формирование умственных действий.

В 70-е годы успешно проведено экспериментальное обучение по программам и учебникам, в основу которых была положена теория поэтапного формирования умственных действий психолога П.Я.Гальперина.

На основе этой теории в начальных классах были проведены эксперименты и в последнее время созданы учебные программы (см.73). В традиционном обучении математике данная теория дала возможность внедрить технологию поэтапного формирования умственных действий (см.гл.5, § 8 и опыт С.Н.Лысенковой).

Другие программы обучения.

В последнее время появились различные концепции и программы начального обучения математике. Изданы к ним соответствующие учебники и методические пособия, что дает учителю возможность их выбора для обучения своих учащихся. Перечислим некоторые из них.

1. Видные методисты Пышкало А.М.,Макарычев Ю.П. и Нешков К.И. предложили новую программу начального обучения математике (см.54), в основу которой положены идеи известного математика и методиста А.И.Маркушевича. Суть его идеи состоит в том, что в первую очередь мы должны заботиться о математическом развитии учащихся. При правильном математическом воспитании у них возникают прочные навыки мышления, которые нужны в любой профессии.

В отличие от других программ, авторы предлагают изучение множеств и отношений прежде всего для развития и общего образования человека. Вводятся также, в частности, прямая и обратная пропорциональности, их графики, решение задач составлением уравнений и систем уравнений вида х+у=8,х-у=2 или х+у=9,у=2х, систем счисления. Значительно расширяется геометрический материал. Программа и учебник прошли экспериментальную проверку в ряде школ Москвы, Новосибирска и других городов и имеют многочисленные положительные отзывы.

2. Концепция развивающего обучения математике Н.Б.Истоминой (см.40,41) ориентируется, как отмечает автор, на объем традиционной программы.

За счет активного включения приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение) в процесс обучения математике, авторы использовали "новые методические подходы к изучению математических понятий, свойств и способов действий, которые нашли отражение в учебниках. В основе новых подходов лежат идеи изменения признаков (свойств) предметных, образных, графических и математических моделей, установление соответствий между ними, выявление закономерностей и различных зависимостей, способствующих формированию таких качеств мышления, как глубина, критичность, гибкость, самостоятельность" (40,с.48).

Учебно-методические пособия, учебники и видеофильмы по данной системе применяются в опыте работы многих учителей и получили положительный отзыв.

3. Курс математики для начальных классов, подготовленный в лаборатории математического образования ИОО МО С.И.Волковой и Н.Н.Столяровой "характеризуется теми же базисными понятиям и их структурой, что и действующий в настоящее время курс начальной математики: число-величина-геометрическая фигура" (67,с.131). Основное содержание данного курса представлено пятью различными блоками:

а) 1-3-и блоки - арифметический, алгебраический и геометрический блоки;

б) 4-й блок - "в содержательном плане выстраивается на базе трех первых блоков и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей детей, основой чего служит развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление" (67,с.131);

в) 5-й блок - "Работа на ЭВМ" - посвящен использованию современного персонального компьютера в начальных классах для формирования у детей элементов компьютерной грамотности.

В зависимости от местных условий, от состава класса, индивидуальных особенностей учителя и учащихся, программа может быть использована в трех вариантах: а) изучение блоков 1-2 (получается курс, близкий к

традиционному); б) изучение блоков 1-4 и в) изучение блоков 1-5. Это, несомненно, дает учителю большие выгоды: он имеет возможность выбора не только системы обучения, но и может выбирать вариант программы внутри системы.

Альбомы с печатной основой с содержательно-логическими заданиями и методические рекомендации к ним, составленные авторами, широко используются как среди учителей (независимо от системы обучения), так и среди родителей.

4. Большой интерес для учителей представляют курсы обучения детей математике методистов Жикалкиной Т.К., Бредихиной Э.М., Петерсона Л.Г. (см.35,65), по которым уже изданы необходимые учебно-методические пособия для учителя и учащихся.

В заключение отметим, что успех работы учителя в любой системе обучения зависит не только от программ и учебников, но и от его личности, теоретической подготовки по математике, наличия психолого-педагогических умений и навыков. Известны факты, когда учителя берутся за новую систему обучения без должной подготовки и в итоге, не достигнув желаемого результата, возвращаются к старому. Это приводит к дискредитации системы обучения перед другими учителями, родителями и общественностью. Поэтому здесь для учителя важен принцип: "Семь раз отмерь, один раз отрежь!".

Hosted by uCoz