§2.
Цели
обучения
математике в
начальной
школе
В
педагогической
литературе
авторы
предлагают
различные
классификации
целей
обучения.
Исходя из
реальной
жизни и
деятельности
человека,
наиболее
конкретной
мы считаем
вариант:
общеобразовательные,
воспитательные
и
практические
цели
обучения
математике.
Общеобразовательные
цели
обучения
математике
определяются
исходя из
образовательных
функций
обучения,
предполагающих
усвоение
знаний,
формирование
специальных
и
общеучебных
умений и
навыков. Они
требуют от
учителя:
1)
обеспечить
усвоения
учащимися
арифметических
действий,
сформировать
умения и
навыки их
выполнения в
области
неотрицательных
целых чисел;
2)
способствовать
начальному
математическому
развитию,
включающему
в себя умения
наблюдать и
сравнивать,
сопоставлять,
анализировать,
проводить
простейшие
обобщения и
объяснять их
на новых
конкретных
примерах;
3)
обеспечить
усвоение
математической
терминологии
и символики;
4)
научить
учащихся
устной и
письменной
математической
речи со всеми
присущими ей
качествами (простота,
ясность,
полнота и т.д.);
5)
помочь
учащимся
овладеть
математическими
сведениями,
необходимыми
для обучения
в
последующих
классах (формирование
вычислительных
навыков,
знание
математических
правил и т.д.).
Воспитательные
цели
обучения
математике в
начальной
школе
заключаются
в следующем:
1)
воспитание у
учащихся
интереса к
изучению
математики
на основе
воспитания
интереса к
учению
вообще:
2)
развитие
математических
способностей
учащихся во
взаимосвязи
с
формированием
прочных
вычислительных
навыков и, как
следствие,
развитие
математического
мышления,
воспитание у
них
математической
культуры;
3)
нравственное
и
эстетическое
воспитание
учащихся (умение
трудиться,
чувство
долга,
ответственности,
чувство
красоты и т.д.):
4)
воспитание
понимания
необходимости
математических
знаний в
практической
деятельности
человека
через
целесообразно
подобранные
задачи;
5)
учет
индивидуальных
психолого-педагогических
особенностей
и
возможностей
учащихся при
усвоении
математического
материала;
6)
ознакомление
учащихся
различными
фактами из
истории
математики
на доступном
уровне (о
происхождении
математики,
натуральных
чисел,
нумерации у
разных
народов,
история
математических
символов и т.д.).
Практические
цели
обучения
математике в
начальной
школе
предполагают:
1)
формирование
умений
применять
полученные
знания для
решения
простейших
задач из
жизни, в
изучении
других
учебных
предметов (трудового
обучения,
рисования,
природоведения);
2)
формирование
умений
пользоваться
измерительными
инструментами;
3)
формирование
навыков
учебного
труда (организация
деятельности
на уроке,
техника
организации
личного
труда,
организация
подготовки к
урокам);
4)
привитие
элементарных
навыков
работы на
микрокалькуляторе
и простейших
ЭВМ;
5)
осуществление
связи с
другими
учебными
предметами (русский
язык,
природоведение,
трудовое
обучение и др.),
где более
интенсивное
развитие
логического
мышления,
полученное
на уроках
математики,
помогает
учащимся
глубже
понимать
читаемые
тексты,
правила и т.п.
Цели
обучения
математике
более
конкретно
закрепляются
в
государственных
образовательных
стандартах. В
процессе
обучения они
достигаются
средствами
самого
предмета (программы,
учебники,
дидактические
пособия,
различные
технические
средства
обучения и т.д.)
при
целенаправленной
организации
учебного
процесса
учителем.
В
ходе
обучения
цели могут
быть
реализованы
как в
отдельности,
так и в
неразрывном
единстве, т.е.
в комплексе.
Изучая
теоретический
материал,
решая пример
или задачу
учитель
может
реализовать,
скажем,
только
образовательную
цель (учащиеся
усваивают
определенные
знания).
Примером
реализации
целей в
неразрывном
единстве
может служит
изготовление
модели
квадрата.
Чтобы
сделать из
бумаги
квадрат (практическая
цель) ученик
должен знать
эту фигуру, её
свойства (образовательная
цель) и уметь
трудиться (воспитательная
цель).
Реализация
целей
обучения
математике в
комплексе
зависит от
психолого-педагогической
подготовки
учителя, от
его умения
применять те
или иные
знания в
определенной
ситуации.
Например,
учащимся
предложена
задача: "Квартирный
электросчетчик
1 сентября
показывал 4327
квт. ч., а 30
сентября - 4426
квт. ч.
Подсчитайте,
на какую
сумму в
квартире
израсходовано
электроэнергии
в сентябре,
если цена 1
квт. ч.
составляет 10
коп". Если же
на уроке
ограничились
её решением,
то
достигается
только
образовательная
цель. Если же
учитель
предлагает
учащимся
дома
определить
стоимость
электроэнергии
за
определенное
время в своей
квартире и
сравнить
расходы с
предыдущими,
то уже в этой
ситуации
достигаются
практические
и
воспитательные
цели. В этом
случае
математические
знания
превращаются
в инструмент
общего
развития
учащихся.
В
зависимости
от личности
учителя, его
методической
подготовки, в
процессе
обучения
одни цели
могут быть
более
выражены,
другие - менее.
В любом
случае он
должен
стремиться
достигнуть
цели
обучения в
комплексе и в
достаточной
мере.
Вышеприведенные
цели
обучения
математике
остаются
актуальными
в любой
период
развития
общества, а
следовательно
и
математического
образования.
В то же время
могут
появиться и
другие цели в
зависимости
отзадач,
которые
ставит перед
школой
общество на
конкретном
этапе своего
развития.
Из
названных
трёх целей
обучения
наибольшую
трудность у
учителей, по
видимому,
вызывают
реализация
воспитательных
и
практических
целей
обучения.
Успешное
решение этих
задач
зависит от
уровня
психолого-педагогической
подготовки
учителя, его
интеллектуального
развития, т.е.
от
профессионального
мастерства
учителя.