§2. Цели обучения математике в начальной школе

В педагогической литературе авторы предлагают различные классификации целей обучения. Исходя из реальной жизни и деятельности человека, наиболее конкретной мы считаем вариант: общеобразовательные, воспитательные и практические цели обучения математике.

Общеобразовательные цели обучения математике определяются исходя из образовательных функций обучения, предполагающих усвоение знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Они требуют от учителя:

1) обеспечить усвоения учащимися арифметических действий, сформировать умения и навыки их выполнения в области неотрицательных целых чисел;

2) способствовать начальному математическому развитию, включающему в себя умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах;

3) обеспечить усвоение математической терминологии и символики;

4) научить учащихся устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, полнота и т.д.);

5) помочь учащимся овладеть математическими сведениями, необходимыми для обучения в последующих классах (формирование вычислительных навыков, знание математических правил и т.д.).

Воспитательные цели обучения математике в начальной школе заключаются в следующем:

1) воспитание у учащихся интереса к изучению математики на основе воспитания интереса к учению вообще:

2) развитие математических способностей учащихся во взаимосвязи с формированием прочных вычислительных навыков и, как следствие, развитие математического мышления, воспитание у них математической культуры;

3) нравственное и эстетическое воспитание учащихся (умение трудиться, чувство долга, ответственности, чувство красоты и т.д.):

4) воспитание понимания необходимости математических знаний в практической деятельности человека через целесообразно подобранные задачи;

5) учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей и возможностей учащихся при усвоении математического материала;

6) ознакомление учащихся различными фактами из истории математики на доступном уровне (о происхождении математики, натуральных чисел, нумерации у разных народов, история математических символов и т.д.).

Практические цели обучения математике в начальной школе предполагают:

1) формирование умений применять полученные знания для решения простейших задач из жизни, в изучении других учебных предметов (трудового обучения, рисования, природоведения);

2) формирование умений пользоваться измерительными инструментами;

3) формирование навыков учебного труда (организация деятельности на уроке, техника организации личного труда, организация подготовки к урокам);

4) привитие элементарных навыков работы на микрокалькуляторе и простейших ЭВМ;

5) осуществление связи с другими учебными предметами (русский язык, природоведение, трудовое обучение и др.), где более интенсивное развитие логического мышления, полученное на уроках математики, помогает учащимся глубже понимать читаемые тексты, правила и т.п.

Цели обучения математике более конкретно закрепляются в государственных образовательных стандартах. В процессе обучения они достигаются средствами самого предмета (программы, учебники, дидактические пособия, различные технические средства обучения и т.д.) при целенаправленной организации учебного процесса учителем.

В ходе обучения цели могут быть реализованы как в отдельности, так и в неразрывном единстве, т.е. в комплексе. Изучая теоретический материал, решая пример или задачу учитель может реализовать, скажем, только образовательную цель (учащиеся усваивают определенные знания).

Примером реализации целей в неразрывном единстве может служит изготовление модели квадрата. Чтобы сделать из бумаги квадрат (практическая цель) ученик должен знать эту фигуру, её свойства (образовательная цель) и уметь трудиться (воспитательная цель).

Реализация целей обучения математике в комплексе зависит от психолого-педагогической подготовки учителя, от его умения применять те или иные знания в определенной ситуации. Например, учащимся предложена задача: "Квартирный электросчетчик 1 сентября показывал 4327 квт. ч., а 30 сентября - 4426 квт. ч. Подсчитайте, на какую сумму в квартире израсходовано электроэнергии в сентябре, если цена 1 квт. ч. составляет 10 коп". Если же на уроке ограничились её решением, то достигается только образовательная цель. Если же учитель предлагает учащимся дома определить стоимость электроэнергии за определенное время в своей квартире и сравнить расходы с предыдущими, то уже в этой ситуации достигаются практические и воспитательные цели. В этом случае математические знания превращаются в инструмент общего развития учащихся.

В зависимости от личности учителя, его методической подготовки, в процессе обучения одни цели могут быть более выражены, другие - менее. В любом случае он должен стремиться достигнуть цели обучения в комплексе и в достаточной мере.

Вышеприведенные цели обучения математике остаются актуальными в любой период развития общества, а следовательно и математического образования. В то же время могут появиться и другие цели в зависимости отзадач, которые ставит перед школой общество на конкретном этапе своего развития.

Из названных трёх целей обучения наибольшую трудность у учителей, по видимому, вызывают реализация воспитательных и практических целей обучения. Успешное решение этих задач зависит от уровня психолого-педагогической подготовки учителя, его интеллектуального развития, т.е. от профессионального мастерства учителя.

Hosted by uCoz