§1. Методика начального обучения математике как учебный предмет

 "Методика" - слово греческого происхождения ("метод" - путь). Исходя из данного термина можно заключить, что "методика математики" – это научно-обоснованный путь к изучению математики.

Методика начального обучения математике является той сферой конкретно-педагогической деятельности, где вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о процессе обучения математике.

Для учителя этот предмет является как бы инструментом рационального обучения математике. Методика математики в основном ориентируется на самого человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей, культуры мышления, на создание духовных предпосылок его развития.

Общепризнан тот факт, что методика математики призвана дать ответы на три основных вопроса, связанных с обучением:

1.                              Зачем обучать математике?

2.                              Что изучать из математики?

3.                              Как обучать математике?

Исходя из этих трёх задач можно сказать, что "предметом методики начального обучения математике является обоснование целей начального обучения математике (зачем обучать математике), научная разработка содержания обучения математике, получающего воплощение в программе (что изучать), методов обучения (как обучать), средств обучения - учебников, наглядных пособий и технических средств (при помощи чего обучать). Важной задачей является организация обучения и исследование процесса и результатов усвоения математических знаний учащимися.

Процесс обучения методике математики будущих учителей представляет собой взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого решается задача подготовки новых кадров. В этом процессе идет целенаправленная передача систематизированной информации с одной стороны (преподаватель) и должное усвоение этой информации с другой стороны (студент). Поэтому методика математики в данной ситуации становится учебным предметом. Данный предмет полностью отвечает за методическую подготовку учителя для организации процесса обучения математике учащихся.

Методика обучения математике, как учебный предмет в педагогическом учебном заведении, состоит из двух разделов:

1)                 Общая методика обучения математике (например, изучение методов обучения, организация процесса обучения математике и т.п.).

2)                 Частная методика обучения математике (например, методика изучения нумерации, сложения в пределах десяти и т.п.).

Основное содержание учебного предмета "Методика начального обучения математике" есть ответ на вопрос: "Как обучать математике?", который излагается в соответствующих учебниках математики. Ответ же на других два вопроса: "Зачем обучать математике?" и "Что изучать из математики?" в основном отражён в учебных программах и учебниках начальной школы, с учетом которых составляются учебники методики.

Методика обучения математике тесно связана с другими науками и предметами, изучаемыми в педагогическом учебном заведении.

Как известно, педагогика-наука о воспитании человека, о процессе образования и обучения. Она включает в себя теорию воспитания, дидактику т.е. теорию обучения и школоведение. Педагогика выполняет общетеоретическую и практическую функции. Например, рассматривая методы обучения в теоретическом плане она определяет способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение поставленной цели. Когда эти способы взаимодействия уже рассматриваются в процессе обучения математике, то педагогика, выполняя практическую функцию обучения, частично превращается в педагогику математики или же, в узком смысле слова, в методику обучения математике. Методы обучения из педагогики конкретизируются в методы обучения математике. Одним из примеров, подтверждающих связь методики математики с педагогикой может служит, например, проблемное обучение (гл.4,§8).

Психология - наука, изучающая психические явления, в частности, такие, как восприятие, память, воображение, мышление и другие. Поскольку процесс овладения математическими знаниями невозможен без учета этих сторон человеческой психики, называемых познавательными процессами личности, поэтому перед методикой обучения математике ставится конкретная задача: научить будущего учителя приёмам их развития. В этом прежде всего заключается связь методики с психологией. К сожалению, вопросы психологии обучения математике в программах и учебниках для педагогических институтов и училищ пока не нашли должного отражения. Рекомендации психологии в курсах методики в большинстве случаев носят декларативный характер: "надо развивать...", "обратить внимание на ..." и т.п. В то же время надо отметить, что в последнее время во многих дидактических системах и технологиях обучения и в опыте работы передовых учителей на первый план выходят именно психолого-педагогические проблемы обучения математике.

Логика - это наука о законах, формах и приёмах правильного мышления, направленного на познание объективного мира. Основная цель логики - выяснение условий достижения истинных знаний, изучение структуры процесса мышления, выработка правильного метода познания. В курсе логики рассматриваются, в частности, такие вопросы как понятие и логические операции с ними, суждения, умозаключения, доказательства. Эти вопросы представляют как бы основу математического стиля мышления. Поэтому специальная работа над их решением должна начинаться уже в начальной школе.

Связь методики с логикой прежде всего будет способствовать повышению культуры мышления будущего учителя и в будущем - его учащихся. Все необходимые логические вопросы студенты изучают в курсе теоретических основ начального курса математики. Только должное их усвоение позволит учителю успешно решить проблемы логического развития своих учащихся.

Методика обучения математике имеет много общего и с методиками обучения другим предметам. Все они вместе решают общеобразовательные, воспитательные и практические задачи обучения младших школьников.

Hosted by uCoz