2. Как надо читать?
Прежде чем приступить к чтению любой книги, посмотрите, нет ли в конце списка опечаток. Если такой список имеется, то сначала перенесите исправления на соответствующие страницы. Это особенно важно при изучении определений, законов, формул и т.д. В противном случае, вы можете усвоить неправильную информацию.
При чтении текста следует придерживаться определенных правил. Эти правила каждый читатель разрабатывает для себя и считает свои вариант наилучшим. Однако, будет полезным придерживаться, в частности, следующих правил, общих для всех читателей.
1.
Читать текст всегда надо с бумагой и
карандашом. Желательно иметь необходимые
словари и справочники.
2. При чтении наиболее важные мысли полезно проговаривать вслух, что способствует лучшему запоминанию.
3. При чтении надо быть внимательным и вести записи. Записи - лучшая опора памяти.
4. Прочитав текст, полезно подумать о том, чему новому она вас научила.
5. Важно, при обдумывании прочитанного в тексте, связать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе знаний, умений и навыков.
6. Если при чтении текста возникли трудности, то необходимо в них разобраться самостоятельно. Если это не удастся, нужно обратиться к учителю.
Приступая к работе с книгой, надо выработать общие правила для руководства, учитывая собственный опыт. Однако, помните: для выработки своих рациональных правил иной раз может потребоваться не один год, а перенять чужой рациональный опыт с учетом своих возможностей и способностей гораздо быстрее и экономнее во времени. Экономия времени в процессе работы с книгой достигается не только за счет скорости чтения, но и за счет выбора наилучшего в данных условиях вида чтения. Приведем перечень некоторых наиболее распространенных видов чтения.
1. Предварительное чтение. В процессе такого чтения отмечаются все незнакомые, иностранные слова, научные термины, понятия, чтобы в дальнейшем уяснить значение, например, по словарям или справочникам.
2. Сквозное чтение - чтение подряд - означает внимательное прочтение всего материала. Этот вид чтения применяется при необходимости полностью охватить содержание раздела, статьи, книги в целом.
3. Выборочное чтение предполагает определенный отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения. Иногда такая необходимость возникает, когда нужно найти ответ на определенный вопрос, т.е. этот вид чтения определяется интересами и практическими потребностями читателя.
4. Повторное чтение состоит в том, чтобы вернуться к тому, что очень нужно или не совсем понятно, основательно осмыслить его.
5. Аналитическое чтение, или чтение с проработкой материала, представляет собой критический разбор содержания с целью глубокого его изучения, конспектирование наиболее существенного. Этот вид применяется при работе с первоисточниками и сопровождается зачастую выпиской фактов, цитат, выводов на карточки, составлением тезисов, рефератов и т.д.
6. Смешанное чтение означает применение различных видов чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения. Полезно помнить следующее: овладение всеми видами чтения не должно быть самоцелью. Применяемые виды чтения будут экономичными и эффективными при условии, если овладеете ими в совершенстве.