5.
Методика
работы над
задачами,
раскрывающими
понятия
разности и
кратного
отношения
Задачи
на
увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц (прямая
форма), на
разностное
сравнение
вводятся в 1
классе.
Задачи на
увеличение и
уменьшение в
несколько
раз, на
кратное
отношение
вводятся во 2
классе.
Косвенная
форма всех
задач этой
группы
рассматривается
в 3 классе. Это
связано с тем,
что в 1-2
классах у
учащихся
недостаточно
развиты
обратимость
и гибкость
мышления.
Задачи
на
увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц,
выраженные в
прямой форме,
вводятся
одновременно.
Подготовительной
работой
к решению
этих задач
служат
упражнения
вида:
1)
сравнение
чисел (например,
3<4, 4>3) как
численности
множеств (см.
гл. 4, § 5);
2)
усвоение
рассуждений
типа: "6+1=5,
значит 6
больше 5 на 1",
используя
предметные
картинки;
3)
изучение
понятий "увеличить",
"уменьшить",
где на
наглядной
основе
усваиваются
рассуждения
типа: "если 6
уменьшить на
1, то
получится 5, т.е.
6-1=5", "5 меньше 6 на
1", "чтобы
уменьшить 6 на
1, из 6 вычитаем
1" и т.п. (аналогично
и сложение);
4)
составление
примеров и
задач по
рисункам
учебника (рис.70)
Рис.
70
на
увеличение и
уменьшение
на 1, затем на 2;
5)
составление
двух
множеств,
используя
отношения
«на…больше»,
«на…меньше» :положите
слева 3
палочки, а
справа на 2
больше, на 2
меньше и т.п.
При
ознакомлении
с задачами
названных
видов
рассматриваются
два их вида:
1)
Задачи, в
которых
дается
разность
между числом
элементов
множества и
его
подмножества.
З
а д а ч а.
Мальчику
нужно было
купить 5
карандашей, а
он купил на 1
карандаш
больше.
Сколько
карандашей
купил
мальчик?
Что
покупал
мальчик? (Карандаш.)
Сколько
карандашей
нужно было
купить
мальчику? (Мальчику
нужно было
купить 5
карандашей.) А
что еще
известно в
условии
задачи? (Мальчик
купил на 1
карандаш
больше.) Что
требуется
узнать в
задаче? (Сколько
карандашей
купил
мальчик?)
Выполним
на палочках
то, что
говорится о
карандашах в
этой задаче.
Возьмите в
руку столько
палочек,
сколько
карандашей
нужно было
купить
мальчику. (Учащиеся
берут по 5
палочек.) А
сейчас
возьмите еще
столько
палочек, на
сколько
больше
карандашей
купил
мальчик. (Учащиеся
берут еще 1
палочку.)
Сколько же
карандашей
купил
мальчик? (Мальчик
купил 6
карандашей.)
Каким
действием вы
это узнали и
как узнали? (Сложением.
К 5 карандашам
прибавили 1
карандаш,
получилось 6
карандашей.)
В
этих задачах
при
моделировании
кружки,
палочки и др.
выкладывают
в один ряд.
2)
Задачи, в
которых
дается
разность
между числом
элементов
двух
множеств.
З
а д а ч а. У Коли 7
марок, а у
Тани на 3
марки больше.
Сколько
марок у Тани?
Положите
в один ряд
столько
палочек,
сколько
марок у Коли. (Кладут
7 палочек.) Что
означает "у
Тани на 3
марки больше"?
(Это значит 7 и
еще 3 палочки.)
Положите во
второй ряд 7
палочки и еще
3 палочки. (Выполняют.)
К 7 палочкам
мы 3 палочки ... (добавили).
Какое
действие
выполнили? (Сложение.)
Запишем
решение. (7+3=10.)
В
задачах на
уменьшение
числа на
несколько
единиц
иллюстрации
выполняют
следующим
образом. В
задаче "Дима
сорвал 6 слив,
а Ира сорвала
на 4 сливы
меньше.
Сколько слив
сорвала Ира?"
в один ряд
кладут 6
палочек (сливы
Димы), в
другой ряд
тоже 6. Затем
из второго
ряда убирают 4
палочки и
объясняют
так: Ира
сорвала на 4
сливы меньше,
это значит 6
без 4 слив,
надо из 6
вычесть 4.
При
решении
задач на
увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц надо
избегать
выводов типа:
"если в
задаче
сказано "на
больше", то
задача
решается
сложением".
Запомнив
этот ложный
вывод,
учащиеся
продолжают
решать
сложением и
аналогичные
задачи в
косвенной
форме: "У Коли
7 марок, что на 3
марки больше,
чем у Тани.
Сколько
марок у Тани?"
Вывод всегда
должен быть
конкретным
по задаче: "здесь
сказано, что
на 3 больше,
чем 7 и
поэтому к 7
прибавим 3".
При
закреплении
решений
задач
названных
видов,
учащиеся
самостоятельно
выполняют
различные
способы
моделирования,
анализируют
задачу.
Учителю
полезно
работать с
опорными
схемами вида (рис.38)
как для
составления,
так и для
решения
задач.
Задачи на
разностное
сравнение вводятся
в 1 классе
после
изучения
понятий "на
сколько
больше?", "на
сколько
меньше?".
Подготовительной
работой
является
усвоение
методики
сравнения
чисел (см. гл. 4, § 5),
при котором,
сравнивая
числа 3 и 4,
делаем не
только вывод
"3<4 или 4>3", но и
говорим: "3<4 на
1, т.к. при
наложении 3
кружков на 4
квадрата, 1
квадрат
остался
лишним" и т.д.
На этом этапе
результаты
сравнения
чисел
полезно
заносить в
опорную
схему (рис. 71) и
по нему
научить
формулировать
задания: «На
сколько 4
больше 3?», что
впоследствии
облегчит
формулировку
текста
задачи.
При
ознакомлении
с задачей на
разностное
сравнение
используем
ту же опорную
схему,
формулируем
задание: "На
сколько 4
больше 3?",
подбираем
сюжет и
составляем
задачу.
Решение и
рассуждения
для учащихся
не
составляют
труда, т.к.
здесь
происходит
соотнесение (см.
гл. 3, § 5)
изучаемого
материала с
ранее
изученным.
Этот прием
может быть
использован
при
рассмотрении
любых
простых
задач. такую
методику
использует, в
частности,
учительница
московской
школы С.Н.
Лысенкова.
При решении
задач на
разностное
сравнение у
учащихся
формируем
рассуждение:
"Чтобы
узнать, на
сколько одно
число больше
или меньше
другого, из
большего
числа
вычитаем
меньшее".
Задачи
на
увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц,
выраженные в
косвенной
форме вводятся
в 3 классе,
хотя при
должном
развитии
обратимости
мышления их
можно
вводить и
раньше.
Сначала
учащиеся
выполняют
практические
упражнения
вида: "Начерти
два отрезка:
первый 9 см, он
на 3 см короче,
чем второй
отрезок.
Длина
второго
отрезка
больше или
меньше длины
первого? На
сколько
сантиметров?",
затем
переходят к
задачам. О
методике
работы с
задачами
вида: "У
Сережи было 10
книг, что на 2
больше, чем у
Миши. Сколько
книг у Миши?",
мы говорили в
главе 3, § 9. При
закреплении
решений
таких задач
нужно с
учащимися
формировать
рассуждение
типа: "в
задаче 10 на 2
больше, чем
неизвестное,
значит
неизвестное
на 2 меньше 10,
поэтому из 10
вычитаем 2".
Задачи
на
увеличение и
уменьшение
числа в
несколько
раз,
выраженные в
прямой форме вводятся
во 2 классе
после
усвоения
конкретного
смысла
действия
умножения.
Подготовительной
работой к
введению
этих задач
является
практическое
воспроизведение
пояснений
учебника
по рис. 72: «Красных
кружков в 2
раза больше,
чем
треугольников,
а
треугольников
в 2 раза
меньше, чем
красных
кружков».
Покажем это
практически.
Учащиеся
треугольники
накладывают
на кружки
первого ряда,
потом, убирая
их оттуда на
кружки
второго ряда;
наложили 2
раза и
поэтому
кружков
больше в 2
раза. Вывод: "в
2 раза меньше"
делаем
используя
обратимость
мышления: "больше
- меньше, выше -
ниже" или же
обратно
накладывая 8
кружков на 4
треугольника.
После этого
составляем
модель этого
задания (рис. 73)
Рис.
73
И
записываем
пример: 4·2=8, 8:2=4.
Полезно,
используя
опорные
схемы (рис. 74),учить
учащихся
формулировать
вопросы вида:
«Какое число
в 2 раза
меньше 8?»,
«Назови
число,
которое в 2
раза меньше 8», «8
уменьшим в 2
раза», «Составь
примеры по
этим схемам»
и другие.
Аналогично и
со словом «больше».
Рис.
74
Они станут
основой для
составления
задач этого
вида.
Понятие
"меньше в...раз",
сформулированное
используя
обратимость
мышления,
надо
подкрепить
выполнением
упражнений
типа: "В
первом ряду 6
кружков, а во
второй надо
положить в 3
раза меньше.
Сколько
кружков
положили во
второй ряд?",
для чего надо
6 кружков
разделить на 3
равные части
и взять
столько,
сколько их в
одной части.
Все это
делается
наглядными
пособиями.
При
ознакомлении
с задачами
на
увеличение и
уменьшение
числа в
несколько
раз
вывешиваем
наборное
полотно (рис.74)
и просим
составить
всевозможные
вопросы (см.
выше) и, затем,
задачу. После
восприятия и
осмысления
задачи
возвращаемся
к наборному
полотну и
продолжаем
рассуждения
так, как и при
подготовительной
работе.
При
другом
подходе
учитель
может
предложить
готовую
задачу, по ним
работать с
наглядными
пособиями и
сделать
выводы.
Закрепляя
решение
задач этого
вида у
учащихся,
формируем
выводы не
общего
характера: "если
в... раз больше...",
а конкретные
по задаче: "в
этой задаче
неизвестное
в 2 раза
меньше 8,
поэтому 8
делим на 2".
Задачи
на кратное
отношение
вводятся
во 2 классе
после
усвоения
формулировки
правила:
чтобы узнать,
во сколько
раз одно
число больше
или меньше,
чем другое,
надо большее
число
разделить на
меньшее. Этот
вывод
делается
после
выполнения
ряда
упражнений
вида: "В одном
ряду 6
треугольников,
а в другом 2
треугольника.
Узнайте, во
сколько раз
треугольников
в первом ряду
больше, чем во
втором?".
Рассуждаем:
разделим 6
треугольников
по 2,
получится 3
раза по 2,
значит в
первом ряду в
3 раза больше,
чем во втором,
а во втором в 3
раза меньше,
чем в первом".
Дальнейшее
решение
задач на
кратное
отношение
все время
опирается на
вышеупомянутое
правило.
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженное в косвенной форме, вводятся в 3 классе и их решение опирается на рассуждение: "если 8 в 2 раза больше 4, то 4 в 2 раза меньше 8", сформированное при решении предыдущих видов задач.