§7. Аналогия в
обучении математике
Одним
из самых распространенных методов научного
исследования является аналогия. Аналогия -
подобие, сходство предметов в каких-либо
свойствах, признаках или отношениях, причем
таких предметов, которые в целом различны.
Умозаключение по аналогии - это такое
умозаключение, "в котором на основании
сходства двух объектов в некоторых
признаках и при наличии дополнительного
признака у одного из них, делается вывод
о наличии такого же признака у другого
объекта" (80, с.98-99).
Аналогия,
как форма мышления, играет большую роль в
развитии математических способностей, в
частности, воображения, памяти, свернутости
и гибкости мышления. При этом надо помнить,
что умозаключения по аналогии дают нам
правдоподобные заключения и поэтому они
должны быть доказаны или опровергнуты.
Как
отмечает профессор Пензенского ПГУ А.К.
Артемов, для применения аналогии в
начальном обучении, придерживаются
следующих правил (5, с. 36-37):
1)
аналогия основывается на сравнении и
поэтому учащиеся должны в достаточной
степени владеть этим приемом;
2)
для использования аналогии необходимо
иметь два объекта, один из которых хорошо
известен учащимся, а другой сравнивается с
ним;
3)
при сравнении объектов тщательно изучают
их сходство и различие в существенных в
данной ситуации признаках;
4)
при использовании аналогии учащимся в
доступной форме разъясняют цели его
применения, обратив их внимание на то, что в
математике часто новые знания можно
получить "по догадке", внимательно
изучая известное знание и данное задание.
В
логике различают несколько видов аналогий,
из которых в начальном обучении математике
учитель может использовать аналогию
отношений, аналогию свойств и аналогию
действий.
1.
Аналогия отношений
- аналогия, при которой между данными
объектами устанавливается некоторое
отношение.
Т
е м а: Сложение вида 34+20, 34+2 (1 класс).
Учащимся
разъясняем цели применения аналогии: "Ребята!
Сейчас мы с вами решим один пример. Если
правильно ответите на мои вопросы, то вы
сможете самостоятельно решить второй
пример, который я напишу".
Разбираем
решение примера 34+20=(30+4)+20=50+4=54 и выявляем
существенные признаки: представление числа
в виде суммы разрядных слагаемых,
применение правила прибавления числа к
сумме. После этого предлагаем пример 34+2 и
высказываем "догадку" - нельзя ли и
здесь поступить так же. Потом доказываем
правомерность наших действий решением 34+2=
(30+4)+2=30+(4+2)=30+6=36 и проверкой по учебнику.
Т
е м а: Нахождение времени движения по
известному расстоянию и скорости (3 класс).
Перед
решением задачи "Пассажир проехал в
автобусе 90 км. Скорость автобуса 45 км/ч.
Сколько времени ехал пассажир в автобусе?
Запиши задачу в таблицу и реши её",
практически демонстрируя наши действия и
беседуя с учащимися, последовательно
заполняем заранее приготовленную таблицу 8
(последняя строка заполняется учащимися из
задачи самостоятельно):
|
Расстояние |
Скорость |
Время |
Я
прошагал Ты
прошагал Пассажир |
10
шагов 420
шагов 90
км |
2
шага в сек. 70
шагов в мин. 45
км/ч |
10:2=5(с.) 420:70=6(мин.) 90:45=2(часа) |
Вывод: чтобы
найти время движения надо расстояние разделить
на скорость.
В
этой аналогии, отношения, установленные в
первых двух случаях, помогают решить задачу
и вывести соответствующее правило.
3.
З а д а ч а: "В школе юннатов было 128
кролика. Когда несколько кроликов подарили
другой школе, у них осталось 92 кролика.
Сколько кроликов подарили юннаты?"
Допустим,
что учащиеся по каким-то причинам (забыли,
"страх" перед большими числами и др.)
затрудняются в решении задачи. Применяя
аналогию, учитель "возвращает" их в
знакомую для них ранее ситуацию, сохраняя
сюжет задачи. Как это делается, видно из
следующей записи:
Решаемая
задача Было
- 128 кролика Подарили
- ? Осталось
- 92 кролика |
Аналогичная
задача Было
- 5 книг Подарили
- ? Осталось
- 3 книги |
После
устанавливаем, что новую задачу иногда
легко решить, если вспомнить такую же
старую задачу с "маленькими" числами.
Как
правило, аналогичная задача должна быть
доступной для устного решения. В обучении
слабых учащихся большую роль играет именно
такой вариант аналогии, т.к. от условия
данной задачи, через аналогичную задачу с
"маленькими" числами с тем же сюжетом,
легко переходить к выбору необходимого для
решения действия.
2.
Аналогия свойств -
аналогия, при которой на основе изучения
существенных признаков одного объекта
раскрываются новые свойства изучаемого
объекта.
Например,
в качестве примера А.К. Артемов приводит
следующий факт: "Допустим, изучаются
классы чисел. В классе единиц три разряда -
единицы, десятки, сотни. В классе тысяч
также три разряда - единицы тысяч, десятки
тысяч, сотни тысяч. На вопросы "Сколько
разрядов будет в следующим классе, который
называется классом миллионов?" и "Как
они называются?" учащиеся отвечают: "Три"
- и называют их: "Единицы миллионов,
десятки миллионов, сотни миллионов". Это -
вывод по аналогии, в
котором фиксируется определенное
свойство вновь изучаемого объекта (класса
миллионов)" (5, с.37).
3.
Аналогия действий
- аналогия, при которой на основе изучения
ранее известного объекта выводится способ
действия с изучаемым объектом.
Т
е м а: Вычитание вида 42-5 (1 класс).
Сначала
повторим ранее изученную тему: решите
пример 47+5 с подробным объяснением. После
решения 47+5=47+(3+2)=50+2=52 учитель проводит
беседу:
-
Почему к 47 сначала прибавили 3, а потом 2,
можно ведь сначала прибавить 2, потом 3, или
же 1 и 4? (Прибавим 3 и 47 дополним до
разрядного числа 50, а к нему прибавлять 2 уже
легче). Что самое главное при решении этого
примера? (Главное - мы дополняем число до
разрядного.) Нельзя ли по этому свойству
решить пример 42-5? (ответа может и не быть. - А.А.).
Хорошо. Мы в первом примере 47 дополнили до 50,
а здесь какое у нас число? (Число 42). До
какого разрядного числа его можно "довести"
и как? (До 40, для этого нам надо вычесть 2) На
доске пока запишем: 42-5=(42-2)... Но нам надо
вычесть 5, а не 2. (Значит надо вычесть еще и 3).
Попытайтесь самостоятельно завершить
пример. (42-5=(42-2)-3=40-3=37.) Правильно. Ответьте
теперь на вопрос: что же общего в этих
примерах? ("Доводим" числа до
разрядного числа.) Какие правила при их
решении использованы? (Прибавление сумму к
числу и вычитание суммы из числа). Ребята! А
почему при изучении нового примера мы
использовали ранее нам известный? (Потому
что тот мы уже знали. Потом новый пример
сравнили с ним и догадались: и здесь надо
так делать.)
Т
е м а. Вычитание суммы из числа (1 класс).
Под
диктовку учащихся учитель на доске пишет
три способа решения примера 7+(2+1):
7+(2+1)=7+3=10
7+(2+1)=(7+2)+1=9+1=10
7+(2+1)=(7+1)+2=8+2=10
Решение
доказывают по правилу прибавления суммы к
числу. После этого в примере 7+(2+1) во всех
трех случаях впереди скобки "+" меняют
на "-", получают пример 7-(2+1) и пытаются,
заменив, где надо, "+" на "-", "исправить"
решение. Полученные способы решения:
7-(2+1)=7-3=4
7-(2+1)=(7-2)-1=5-1=4
7-(2+1)=(7-1)-2=6-2=4
проверяют по учебнику, доказывают их
правильность по рисунку и выводят правило:
чтобы вычесть из числа сумму, можно из этого
числа вычесть первое слагаемое и из
полученного числа вычесть второе слагаемое.
Использование
аналогии будет эффективным в том случае,
если учащиеся понимают, что по аналогии
высказывают лишь предположение и
правильность этого предположения должна
быть обязательно проверена. В противном
случае наблюдается ошибочное ее применение.
Учащиеся часто сами придумывают аналогию,
которая, как таковой, в изучаемой ситуации
отсутствует. Приведем некоторые примеры.
1.
В задачах косвенной формы вида: "У Саши 10
книг, что на 3 больше, чем у Коли. Сколько
книг у Коли?" учащиеся решают сложением
по аналогии с предложением: "если больше,
то прибавим", сформированным при решении
задач вида: "У Саши 10 книг, а у Коли на 3
больше. Сколько книг у Коли?" Устранению и
предупреждению такого рода ошибок
способствует целенаправленная работа по
развитию обратимости мышления (гл.3, §9).
2.
Сравнивая с поразрядным вычитанием в
примерах вида 48-24, выполняют деление 48:24=22, т.е.
4:2=2,8:4=2, значит в ответе будет 22.
3.При
решении уравнений вида 9-х=5 учащиеся часто
"выводят правило": из большего числа
вычитаем меньшее. Используя это "правило"
уравнение 15-х=19 они решают так: х=19-15, х=4.
Причиной такого факта становится ложное
утверждение, сформированное скорее всего
по непредусмотрительности учительницы.